Плетение из соломы

Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы, после обмолота урожая, оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что ещё, кроме кормления скота, можно её использовать.

В результате народного мозгового штурма, для соломы нашлось немало применений.

В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана.

В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочей домашней утвари, которую только можно представить сплетённой из соломы.

Ну, и конечно, главное, что приходит в голову при воспоминании о соломе — это соломенные деревенские крыши, рассказы о которых мы с детства встречали в книжках.

Но, самое необычное, чуждое урбанистическому миру, то, что осталось для нас «за кадром» повседневной жизни — это «соломенная» земледельческая магия.

Были времена, когда люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы.

Контакт с землёй устанавливался на невербальном уровне. Нужно было не просто хотеть, нужно было показать природе желаемое событие — а именно, богатый урожай — на символическом уровне, передав своё психическое состояние, как информацию.

Особенно важным считался «эффект массы», поэтому коллективные обряды были более предпочтительными, чем труды одиночек.

Больше всего солому использовали в жатвенных обрядах. Для любого земледельца было очевидным фактом: в соломе остаётся дух убранного хлеба, который, в той или иной форме, нужно обязательно вернуть земле.

Судить о сути ритуалов мы можем только по тем наблюдениям, что были сделаны учёными-этнографами в 19-20 веках.

Впрочем, в те времена магия уже успела превратиться в красивую традицию, поэтому не прекращаются учёные споры о причинах и месте аграрных обрядов в жизни наших предков.

Венки и «божьи бороды»

Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия.

Обычные круглые венки, со временем, превратились в сложные колокола, короны и большие, богато украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы.

«Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа.

Интересно, что приёмы плетения этого символа плодородия совпадают и у современных, и у древних народов (Древний Египет, Урарту), и у западных, и у восточных.

Часто такие «плетёнки» и венки подвешивались в домах на стене и под потолком, но, с приходом новой жатвы, считались устаревшими и выбрасывались.

Соломенные чучела

Самой древней и распространённой традицией было сохранение и украшение последнего «дожиночного» снопа.

Со временем, когда люди стали хуже чувствовать чистые природные стихии, они начали олицетворять хлебный дух в образе человека или животных.

Тогда «последний сноп» превратился в соломенные чучела женского пола и в фигурки волка, собаки, зайца, петуха.

Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костробуньки, Марены использовались во многих ритуалах, в которых им был отпущен совсем недолгий срок: в кульминационный момент чучела горели в огне, тонули в воде или яростно раздирались на части.

В девятнадцатом веке магическое содержание обрядовых атрибутов отошло на задний план, и простые поделки перестали соответствовать эстетическим запросам народа.

Тогда и развились сложные декоративные приёмы соломоплетения. Дожиночный сноп трансформировался в миниатюрные плетёные снопики, сосульки с колосками, домики, жатвенные букеты.

Всё это подвешивалось под иконами в «красном углу», устанавливалось в церквях, безвозвратно поглотивших языческие обычаи и переименовавших их в христианские.

Именно в то время появилось то, что можно назвать промыслом соломоплетения. Плетёные фигурки, пирамидки, мельницы, кресты, банты и пр., стилизованнные под древние обрядовые атрибуты, стали изготавливать на продажу в течение всего года.

Появились настоящие шедевры, выполненные с неподражаемым мастерством: например, в Белоруссии сохранились соломенные врата для иконостаса.

Лёгкие, ажурные, они состоят из сотен плетёных квадратов и ромбиков, сплетающихся в золотистые солнца.

«Пауки»

Самыми загадочными изделиями из соломы по праву считаются подвесные соломенные конструкции — «пауки», которые изготавливались ко дню зимнего солнцестояния (впоследствии на Рождество).

Паук с паутиной символизировали создателя и его творение — Вселенную.

Видимо, созидательная энергия паука должна была перенестись на будущий урожай: неслучайно колоски, для такой подвески, выбирались из лучшей части сжатых колосьев.

Самая распространённая форма «пауков» — пирамидальная. Говорят, под сенью соломенных пирамидок можно почувствовать необычные умиротворение и спокойствие.

Объясняется это известной эзотерической аксиомой: пирамидки гармонизируют энергетическое пространство, служа антенной-передатчиком между космосом, человеком и землей.

Соломенная утварь

В новгородском музее деревянного зодчества в трёх избах открыты экспозиции, где можно увидеть, как жили русские крестьяне.

Несмотря на то, что половина предметов имеет непонятное назначение, всё в целом выглядит так оригинально и гармонично, что посетительницами немедленно завладевает желание обставить свой дом, как «у них».

Самыми стильными, по нашим современным вкусам, выглядят крутобокие соломенные сосуды, выполненные в духе минимализма.

Чёткий рельеф жгутиков-перетяжек на их поверхности образуется, благодаря технике спирального плетения.

Такие элегантные сосуды не уступали в прочности деревянным бочкам и даже не пропускали воду, хотя обладали отличной вентиляцией, благодаря чему, в них можно было хранить зерно и муку.

Самая распространённая соломенная вещь

Конечно, речь идет о соломенной шляпе, истории которой можно посвятить целое исследование.

Пожалуй, не было народа, который прошёл бы мимо такой практичной вещи: шляпа — легка, отлично защищает от солнца и не намокает в воде.

В разное время, следуя городской моде, крестьяне плели шляпы-канотье, картузы и даже соломенные цилиндры.

А в Европе, начиная с 10-го века, шляпы из соломы носила и знать, и простолюдины. Они были настолько популярны, что повлекли за собой создание множества ремесленных цехов соломоплетельщиков.

В деревне шляпы умел плести любой крестьянин. А занимались этим, в основном, досужие пастухи, которые нередко шли с пастьбы с уже готовыми шляпами, обеспечивая ими всех односельчан.

Основным материалом для соломенных головных уборов являются плоские косички, которые сворачиваются спирально и сшиваются.

Кто поддерживает традицию?

Сегодня не один десяток мастеров занимается соломоплетением, а в 80-90-е годы прошёл настоящий соломенный бум, соединивший старинное ремесло и современный дизайн.

Молодые мастера вдохновляются искусством старых плетельщиков, которые, ещё в деревенском детстве, пленились красотой и теплом материала, созданного природой.

На нынешних выставках вас встретят большие добрые олени и милые коровы, птицы с роскошным оперением и ювелирно выполненные куклы-сувениры, которые, без преувеличения, успели разойтись по всему миру.

Вписать соломенную скульптуру в свой интерьер будет трудновато, но рустикальные сосуды с грубой фактурой, «старинные» соломенные сундучки с полукруглой крышкой, корзинки футуристических форм — это современный hi-tech постиндустриального общества, порадующий любого горожанина.