Искусство резьбы по дереву

Резьба по дереву как вид искусства, история промысла.

  • Выставка мастера резьбы по дереву А.П.Борзова

    Мемориальный Музей Н.И. Белобородова открывает выставку изделий тульского мастера резьбы по дереву Александра Петровича Борзова.

    На выставке будут представлены изделия ручной работы с использованием ценных пород деревьев.

  • Предохранение дерева от загнивания

    Предохранение дерева от загнивания.

    Задача предохранения дерева от загнивания всегда занимала техников. Наряду с простейшими приемами консервирования древесины в настоящее время разработаны очень совершенные составы, которые на много лет гарантируют службу деревянных изделий, как-то балок, стропил, полов, шпал и т.п. Ниже мы приводим только самые простейшие приемы, которые, однако, всегда дают удовлетворительные результаты.

  • Перевод рисунков на дерево

    Перевод рисунков на дерево.

    Прочные рисунки на деревянных фанерах. Предварительно приготавливают раствор из 10 ч. медного купороса, 6 ч. голландской сажи и 3 ч. спирта. Затем на лицевой стороне фанеры набрасывают синим карандашом легкий контур рисунка, после чего все пространство, обведенное синим карандашом, покрывают тонким контуром с помощью стального пера, обмакиваемого в вышеуказанный раствор. Когда весь рисунок высохнет, фанеру помещают под кран с водой таким образом, чтобы она в течение 20 часов равномерно и слабыми струйками промывалась. При такой обработке рисунок на фанере так глубоко проникает в дерево, что контуры его ясно обозначаются на противоположной стороне фанеры и, сколько бы последняя затем не подвергалась обработке, рисунок не сотрется.

  • Вощение и полировка

    Вощение и полировка.

    Мы можем указать на следующий несложный способ, вполне пригодный для приготовления воска для вощения дорогой деревянной мебели. Берут 100 г хорошего желтого воска, мелко нарезают его и прибавляют 12 г мастики или 25 г истолченной в порошок канифоли. Указанные вещества складывают в глиняный сосуд и распускают на угольях. Когда вся масса расплавится, ее снимают с огня и тотчас же приливают 50 г теплого скипидара. Все тщательно размешивают и сливают в жестяную или каменную баночку. В таком виде состав сохраняется до употребления. Для полировки мебели берут небольшое количество состава на кусок шерстяной материи и натирают дерево, которое быстро приобретает очень красивый и мягкий блеск. Навощенная таким образом мебель весьма долго сохраняет свою красивую полировку.

  • Бронзировка и позолота дерева

    Бронзировка и позолота дерева.

    Жидкая бронза, не дающая на предметах зеленой окраски от образования яри-медянки, получается при нейтрализации кислот, содержащихся в даммаровой смоле. Для этого поступают следующим образом: 250 г мелко растертой даммаровой смолы растворяют при частом взбалтывании в 1000 г бензина. Затем приливают 250 г 10 %-ного водного раствора едкого натра, взбалтывают в течение 10 мин. и оставляют стоять. Скоро образуется два слоя: верхний, содержащий раствор смолы в бензине, нижний — водный раствор солей натра со смоляными кислотами. Первый из них сливают, смешивают с новой порцией 10 %-ного раствора едкого натра, взбалтывают и дают отстояться. Этот верхний слой, содержащий смолу, совершенно свободен от кислот. К такому раствору можно прибавлять 0,25 ч. золотистой бронзы, не боясь образования яри-медянки.

  • Имитация дорогих пород древесины

    Имитация дорогих пород древесины.

    Имитация дубового дерева. Варят в продолжение часа смесь из 500 г кассельской земли, 50 г поташа в 1 л дождевой воды, затем процеживают полученный темный отвар через полотно и уваривают жидкость до тех пор, пока она не достигнет сиропообразного состояния. После этого выливают ее в совершенно плоские ящики из жести (крышки из-под жестянок), дают затвердеть и при помощи пестика превращают в крупный порошок, который после кипячения с водой (1ч. порошка на 20 ч, воды) в течение нескольких минут дает прекрасную протраву для имитации дубового дерева.

  • Узоры на шкатулке

    Узоры на шкатулке.

    Кому не приходилось любоваться зимой тончайшими ледяными узорами на оконных стеклах? Но каждый знает, что узоры на стекле недолговечны — стоит пригреть солнцу, и они исчезают безвозвратно.

    И все же есть морозные узоры, которые не тают, и вот уже не один век. Эти узоры украшают старинные шкатулки, сделанные мастерами из древнего русского города Великого Устюга. Большинство шкатулок имело хитроумную конструкцию с секретными замками. Иные из них, раскрываясь, издавали приятный, мелодичный звон. Для прочности шкатулки обвивались полосками жести, на которых и наводили морозный узор.

  • Снятие старой краски и других покрытий

    Снятие старой краски и других покрытий.

    Снятие старой масляной краски без повреждения древесины можно осуществить нанесением на окраинную поверхность 2%-ного раствора едкого натра. Краска при этом размягчается и легко удаляется тупыми скребками. Для этой же цели можно использовать раствор 200 г хозяйственного мыла в 400 мл скипидара Или щелочную пасту.

  • Малярная отделка древесины

    Малярная отделка древесины. Малярная отделка древесины заключается в покрытии ее поверхности масляными или эмалевыми, реже— нитроцеллюлозными красками. В любительской практике часто возникает необходимость сделать деревянный корпус для какого-либо прибора, футляр для хранения деталей или другие ящики и коробки, не требующие тщательной отделки. В таких случаях бывает вполне достаточно малярной отделки. Под малярную отделку может идти древесина с дефектами (выбоины и отверстия от сучков), которые заделывают и шпаклюют.