Искусство резьбы по дереву

Резьба по дереву как вид искусства, история промысла.

  • Предохранение дерева от загнивания

    Предохранение дерева от загнивания.

    Задача предохранения дерева от загнивания всегда занимала техников. Наряду с простейшими приемами консервирования древесины в настоящее время разработаны очень совершенные составы, которые на много лет гарантируют службу деревянных изделий, как-то балок, стропил, полов, шпал и т.п. Ниже мы приводим только самые простейшие приемы, которые, однако, всегда дают удовлетворительные результаты.

  • Перевод рисунков на дерево

    Перевод рисунков на дерево.

    Прочные рисунки на деревянных фанерах. Предварительно приготавливают раствор из 10 ч. медного купороса, 6 ч. голландской сажи и 3 ч. спирта. Затем на лицевой стороне фанеры набрасывают синим карандашом легкий контур рисунка, после чего все пространство, обведенное синим карандашом, покрывают тонким контуром с помощью стального пера, обмакиваемого в вышеуказанный раствор. Когда весь рисунок высохнет, фанеру помещают под кран с водой таким образом, чтобы она в течение 20 часов равномерно и слабыми струйками промывалась. При такой обработке рисунок на фанере так глубоко проникает в дерево, что контуры его ясно обозначаются на противоположной стороне фанеры и, сколько бы последняя затем не подвергалась обработке, рисунок не сотрется.

  • Вощение и полировка

    Вощение и полировка.

    Мы можем указать на следующий несложный способ, вполне пригодный для приготовления воска для вощения дорогой деревянной мебели. Берут 100 г хорошего желтого воска, мелко нарезают его и прибавляют 12 г мастики или 25 г истолченной в порошок канифоли. Указанные вещества складывают в глиняный сосуд и распускают на угольях. Когда вся масса расплавится, ее снимают с огня и тотчас же приливают 50 г теплого скипидара. Все тщательно размешивают и сливают в жестяную или каменную баночку. В таком виде состав сохраняется до употребления. Для полировки мебели берут небольшое количество состава на кусок шерстяной материи и натирают дерево, которое быстро приобретает очень красивый и мягкий блеск. Навощенная таким образом мебель весьма долго сохраняет свою красивую полировку.

  • Бронзировка и позолота дерева

    Бронзировка и позолота дерева.

    Жидкая бронза, не дающая на предметах зеленой окраски от образования яри-медянки, получается при нейтрализации кислот, содержащихся в даммаровой смоле. Для этого поступают следующим образом: 250 г мелко растертой даммаровой смолы растворяют при частом взбалтывании в 1000 г бензина. Затем приливают 250 г 10 %-ного водного раствора едкого натра, взбалтывают в течение 10 мин. и оставляют стоять. Скоро образуется два слоя: верхний, содержащий раствор смолы в бензине, нижний — водный раствор солей натра со смоляными кислотами. Первый из них сливают, смешивают с новой порцией 10 %-ного раствора едкого натра, взбалтывают и дают отстояться. Этот верхний слой, содержащий смолу, совершенно свободен от кислот. К такому раствору можно прибавлять 0,25 ч. золотистой бронзы, не боясь образования яри-медянки.

  • Имитация дорогих пород древесины

    Имитация дорогих пород древесины.

    Имитация дубового дерева. Варят в продолжение часа смесь из 500 г кассельской земли, 50 г поташа в 1 л дождевой воды, затем процеживают полученный темный отвар через полотно и уваривают жидкость до тех пор, пока она не достигнет сиропообразного состояния. После этого выливают ее в совершенно плоские ящики из жести (крышки из-под жестянок), дают затвердеть и при помощи пестика превращают в крупный порошок, который после кипячения с водой (1ч. порошка на 20 ч, воды) в течение нескольких минут дает прекрасную протраву для имитации дубового дерева.

  • Узоры на шкатулке

    Узоры на шкатулке.

    Кому не приходилось любоваться зимой тончайшими ледяными узорами на оконных стеклах? Но каждый знает, что узоры на стекле недолговечны — стоит пригреть солнцу, и они исчезают безвозвратно.

    И все же есть морозные узоры, которые не тают, и вот уже не один век. Эти узоры украшают старинные шкатулки, сделанные мастерами из древнего русского города Великого Устюга. Большинство шкатулок имело хитроумную конструкцию с секретными замками. Иные из них, раскрываясь, издавали приятный, мелодичный звон. Для прочности шкатулки обвивались полосками жести, на которых и наводили морозный узор.

  • Снятие старой краски и других покрытий

    Снятие старой краски и других покрытий.

    Снятие старой масляной краски без повреждения древесины можно осуществить нанесением на окраинную поверхность 2%-ного раствора едкого натра. Краска при этом размягчается и легко удаляется тупыми скребками. Для этой же цели можно использовать раствор 200 г хозяйственного мыла в 400 мл скипидара Или щелочную пасту.

  • Малярная отделка древесины

    Малярная отделка древесины. Малярная отделка древесины заключается в покрытии ее поверхности масляными или эмалевыми, реже— нитроцеллюлозными красками. В любительской практике часто возникает необходимость сделать деревянный корпус для какого-либо прибора, футляр для хранения деталей или другие ящики и коробки, не требующие тщательной отделки. В таких случаях бывает вполне достаточно малярной отделки. Под малярную отделку может идти древесина с дефектами (выбоины и отверстия от сучков), которые заделывают и шпаклюют.

  • Лакирование древесины

    Лакирование древесины.

    Лакирование древесины можно осуществлять спиртовыми, масляными или нитроцеллюлозными лака ми. Лакированные детали выглядят несколько хуже полированных или вощеных. Перед лакированием поверхность готовят под прозрачную отделку.

    Лакирование спиртовыми лаками осуществляют тампоном из шерстяной ткани, обернутым простиранной льняной тканью. Внутрь тампона наливают спиртовой лак. Лучшим лаком считается шеллачный.