Фарфор Медичи

Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству.

Сохранилось примерно 50 аутентичных вещей - тарелок, блюд, подносов, полевых и паломничьих фляг, ваз, умывальников и кувшинов. Декорированы они либо стилизованными цветками по образцу декора на персидской керамике, либо ветками и позаимствованными из современной итальянской керамики гротесками с птицами, четырехглазками и маскаронами, между тем как исполнен декор кобальтом, иногда сочетаемым с синевато - лиловой краской - из окиси марганца. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно. 

В эпоху Ренессанса наиболее серьезные попытки раскрыть секрет производства фарфора были предприняты во Флоренции между 1575 и 1585; в результате появился так называемый фарфор Медичи. Это была самая успешная неудача в истории декоративного искусства. Как описано в трактате из флорентийской библиотеки Мальябеке, в состав этого фарфора входило 16 частей стеклянной фритты, 24 части песка, 12 частей белой глины из Фаэнцы и немного каолина оттуда же; готовые изделия покрывали свинцовой глазурью или оловянной поливой.

Получалось нечто вроде глазурованного и расписанного стекла, изготовленного и украшенного гончарами, имевшего формы дальневосточных или ближневосточных изделий. Это был не фарфор; однако замечательно то, что эти опыты были первыми организованными мероприятиями по воспроизводству фарфора в Европе.

Фарфор Медичи был предшественником французской пат тандр (мягкой пасты), или мягкого фарфора. Сами по себе эти изделия были очень красивы; в них чувствовалось тонкое понимание духовного начала восточного искусства. Некоторые из них были очень удачными имитациями, но не фарфора, а китайских сине-белых изделий. Герцог Франческо ди Медичи украсил свой дворец произведениями фарфора Медичи и, кроме того, использовал его в качестве дипломатических подарков другим государям.

Сохранилось всего лишь около сорока образцов фарфора Медичи, грубоватых и тяжеловесных. По-видимому, не сохранившиеся образцы были более тонкими и хрупкими, что и стало причиной их гибели.

Medici porcelain

Medici porcelain was the first successful attempt in Europe to make imitations of Chinese porcelain. The experimental manufactory housed in the Casino of San Marco in Florence existed between 1575 and 1587 under the patronage of Francesco I de Medici, Grand Duke of Tuscany. A painted mark of Brunelleschis dome and a capital letter F appear on the underside of some pieces; others bear the Medici palle, the balls that are the Medici heraldic charge. Never a commercial venture, Medici porcelains were sometimes given as diplomatic gifts; for example, surviving pieces bear the arms of Philip II of Spain.