Диалог Человека и глины


«Красивые квартиры», выпуск №17


В наши дни слово "гончар" звучит как анахронизм. Несмотря на это, четыре мастера из артели "Покровская керамика" рискнули возродить древние традиции. Александр Поверин, Александр Сысоев, Елена Ильюшонок и Лариса Моисеева в основном создают так называемую чернолощеную керамику: ее получают путем обжига глины без доступа кислорода. Мастера-керамисты относятся к своему делу не как к ремеслу, а как к искусству, поэтому и рассказывают о нем очень образно и поэтично.

Замечали ли вы, что даже скромный кувшинчик, сделанный мастером на гончарном круге, обладает неповторимым обаянием? А доводилось ли наблюдать за процессом изготовления этого чуда? Если нет, то непременно обогатите свою жизнь новыми ощущениями. Можно бесконечно долго смотреть на то, как в руках гончара из комка глины вырастает изящный сосуд или фигуристая кринка. Жужжит гончарный станок, кружится в своем танце глина, постепенно обретающая черты будущего горшка, - завораживающее зрелище. Замечено, что если кто-нибудь взял в руки глину, слепил форму, потом обжег ее в печи и сам достал тепленькую заготовку, он никогда не сможет порвать с этим занятием.

Гончаров, как и кузнецов, повсеместно окружал ореол таинственности. Их всегда считали немного колдунами. Кроме того, в мифологии некоторых народов мира сказано, что Бог вылепил людей из глины. Хотя горшки обжигают все-таки не боги.

О таких полубогах писал Булат Окуджава: "Он там сидит, изогнутый в дугу, / И глину разминает на кругу, / И проволочку тянет для основы. / Он лепит, обстоятелен и тих, / Меня, надежды, сверстников моих, / Отечество... И мы на все готовы".

Гончар в своей работе "задействует" четыре стихии - землю, воду, воздух и огонь. Взять глину, растворить в воде, вылепить, высушить на воздухе и обжечь в огне. И все? Но гончар гончару рознь. У каждого свой стиль и почерк. Как и художники, которые в портретах изображают самих себя, гончары в горшке передают свой характер, свою натуру. Известно, что раньше в каждой губернии была своя форма кринки. Между прочим, самое трудное - скрутить красивую кринку с гармоничными пропорциями. Так проверяется класс мастера.

В гончарном деле много своих особенностей. Во-первых, гончар - это особый склад характера. Обычно это неторопливые, спокойные, улыбчивые и добрые люди, ведь у злого и агрессивного "творца" даже горшки трескаются. "Что у гончара на уме, то и в руках", - говорят в народе. Во-вторых, гончарство - единственное ремесло, где руки мастера непосредственно соприкасаются с материалом. Продукция является своеобразным продолжением рук человека. В музеях часто можно встретить кувшины с отпечатками пальцев авторов. В-третьих, нужно уметь "слушать" материал. Мастерство начинается тогда, когда есть диалог между человеком и глиной. Материал нельзя заставить подчиниться, нужно чувствовать его, уловить его "дыхание".

Источник и основной предмет нашего творчества - старинная бытовая утварь. Посуда ручной работы несет в себе положительную энергию человека, она согревает дом зарядом творческого труда. Это очень хорошо знают наши бабушки. Они обязательно расскажут, что в кринке молоко дольше не киснет, а в кувшине даже в жаркий день квас останется холодным. Возможно, вспомнят бабушки и старые названия русской утвари, такие как квасник, елейник, щанки, рукомой, кумочка, корчага и др. Все эти замечательные названия стерлись из народной памяти в результате бесчинства общепита и коллективизации. Сегодня восстановлено более 30 наименований посуды.

Являясь преемниками народных традиций, мы стремимся возродить старинные формы и обогатить их новым пластическим звучанием. Используя архаические мотивы в форме и декоре, мы все же создаем декоративно-прикладные предметы для современной жизни. Заглядывая в будущее, мы надеемся, что гончарное ремесло будет необходимо людям всегда. Пока есть глина в руках у гончара, мир будет наполняться радостью и гармонией.