Украшения на фарфоре

Одним из самых важных этапов изготовления фарфоровой посуды является украшение фарфоровых изделий. Считается, что существуют два вида декора – рельефная отделка и роспись. Красочный, или расписной, декор исполняется либо над глазурью, либо под ней в зависимости от принятой на предприятии технологии и художественной направленности изделий. Рельефный декор углублен непосредственно в материал самого предмета – граверным путем, перфорацией, рельефообразными завышениями. Чашка, блюдце или чайник либо отливаются в формах вместе с рельефом, либо пластические части декора, то есть цветочками, листьями, фигурки, формируются отдельно и потом наклеиваются.

Различаются два принципиально отличных вида декора: рельефный или же пластическим образом налепливаемый декор и роспись.

Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета - граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т. д.) формуются отдельно и потом наклеиваются.

Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи, особенно употребительной на китайском фарфоре, способные вынести большой жар окислы металлов (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепок и затем обжигаются вместе с глазурью.

Старейшая надглазурная техника - это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена. Говоря о твердом фарфоре, такие краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью.

На мягком же фарфоре, с другой стороны, они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800 С. 

Фарфор был известен в Китае уже в самые древние времена, а в Европе его стали изготовлять фабричным способом с 1710 года. Фарфор получали при сильном прокаливании пластичных масс, полученных перемешиванием каолина (фарфоровой земли) с порошкообразным полевым шпатом и кварцем с добавлением небольшого количества воды. Если температура обжига не слишком высокая, то форма изделий сохраняется, только объем сильно уменьшается, так как фарфор садится при обжиге. Одновременно масса становиться плотной, водонепроницаемой и звонкой. Как правило, обжиг производят дважды.

После первого обжига, так называемого сырого (при температуре 9000С), на фарфор наносят прозрачную глазурь. Полученные после сырого обжига пористые черепки быстро погружают в глазурную массу – водную суспензию каолина, глины, полевого шпата и мрамора. При нагревании из нее образуется тугоплавкое стекло. Последующим высушиванием при температуре около 14100С производят окончательный обжиг. Часто фарфор подвергают ещё и третьему обжигу в муфельной печи (при красном калении) после нанесения красок.