Кузнечное и литейное дело тувинских кузнецов

Кузнечное и ювелирное дело для большинства тувинских кузнецов являлось основным занятием и основным источником существования, хотя все они занимались скотоводством, земледелием и охотой. Тувинские кузнецы изготовляли из железа разнообразные орудия труда, утварь. украшения – ножи, сошники для андазына, наконечники корнекопалок, топоры, гвозди, наконечники стрел, замки, таганы, части конской упряжи (удила, стремена, бляхи, накладки на седло и др.), кольца, браслеты и др.

Кузнецы издавна использовали старые ненужные металлические вещи для переплавки; проржавевших котлов, сломанных таганов и др. В этом отношении в сказании «Моге Шагаан-Тоолай» - говорится, что «кузнец расплавил и выковал разбитый бронзовый котел, то новый котел оказался еще лучше прежнего».

Сырьем для ювелирных работ служили серебряные и медные вещи, полудрагоценные камни, эмаль, которые приобретали у купцов как сами кузнецы, так и заказчики.

В Х1Х – начале ХХ в. среди кочевых тувинских скотоводов горно-степных районов было довольно значительное количество кузнецов – ремесленников. Кузнецы и ювелиры пользовались у тувинских аратов особым почетом и уважением. Мастерство искусных кузнецов с восхищением воспевается в тувинских героических сказаниях. Считалось, что кузнец обладает некоторыми сверхъестественными способностями и может противостоять шаману. Почтительное отношение к кузнецу нашло отражение, в частности, в том, что он мог во время работу не приветствовать даже чиновника, мастер не должен отрываться от работы для его приветствия: «работа кузнеца старше».

Набор инструментов кузнеца начала ХХ в. входили: Мехи (хорук) кожаные и деревянные, большая и маленькая наковальни (дожу), несколько молотков (маска), несколько клещей (кыскаш), специальные инструменты для декорирования и плавки металл и т.д. Большинство железных изделий изготовляли методом горячей ковки (согар). Ковка – обработка металла многократными прерывистыми ударами для придания ему желаемой формы. Этим способом выковывали главным образом ножи, сошники, серпы, тесла, и таганы нередко с орнаментом и изображениями бараньих голов, удила.

Особое место в обработке металла занимало литье. Литье – способ изготовления (формовки) и декорирования изделий из расплавленного металла при помощи литейных форм при помощи каменных или металлических и литье при помощи глиняных форм смешанной с асбестом (даг дугу), которые снимались с предварительно изготовленных моделей. Литье в каменных формах было связано с рядом суеверий. При литье этих украшений не дозволялось присутствовать никому, кроме мастера и заказчика; считалось, что иначе украшение выйдет неудачным. Способ литья в глиняной форме применяется тувинцами до настоящего времени. Им изготовляют стремена, металлические части узды, украшения – огнива (оттук), металлические части для деревянных ножен, цепочки, различные статуэтки, шахматы, металлические бляхи для седел. Модель вырезают из коры тополя. Основными металлами, применявшимися для литья, служили медь (чес), бронза (хуле), сплав олова с серебром (хола) и свинец (коргулчун), алюминий (ак-демир).

Литература: С.И.Вайнштейн «История народно-прикладного искусства Тувы» М.,1974