История ковки

История кованых изделий насчитывает тысячи лет. С тех пор, как человек сделал своим другом огонь и, вслед за ним, металл, этот союз только креп и раскрывал перед человеком новые возможности, делал его сильнее и могущественнее.

Издавна на Руси кузнец считался самым уважаемым человеком на селе. Ему приписывались сверхъестественные способности: считалось, что он может врачевать людей, а подкова, вышедшая из-под его молота, защищала дом ее обладателя от нечистой силы, злых духов и других непрошеных гостей. Прибитая над дверью, она охраняла благосостояние семьи от разорения. Закрепленная над кроватью, она оберегала хозяина от демонов и страшных сновидений. Железо в древней Руси чтили как оберег, а браки, скрепленные кузнецом, считались порою даже более крепкими, чем церковные.

КОВКА - распространенный способ художественной обработки металла. Практически ковка применяется для обработки многих металлов, но чаще всего этот термин связан с кузнечным ремеслом, с обработкой железа. Это связано с тем, что железо менее других металлов поддается холодной обработке и для получения нужной формы или какого-либо изображения на поверхности изделия его необходимо разогревать до температуры свыше 1000 °С.

С ковкой тесно смыкаются приемы гнутья и просечки, которые могут выполняться и по холодному металлу, если это тонкие прутки, полосы металла или листовое железо. Уже во времена Киевской Руси городские кузнецы искусно ковали из железа и стали предметы быта, сельскохозяйственные орудия, инструменты ремесленников, оружие и доспехи, конскую сбрую. Все эти виды изделий предназначались для практического использования, а поэтому они делались добротно, хорошо отвечали своим функциям.

Нечасто можно отметить в них элементы художественного решения, но уровень технического исполнения для своего времени был высок. На этой основе вырабатывалось виртуозное мастерство как предпосылка художественного кузнечного ремесла. Оно постоянно проявлялось в оригинальных формах и конструкциях замков, в искусном плетении кольчуг, в красиво откованных из одного куска железа боевых шлемах. Вместе с тем детали предметов обрабатывались так, что ряды заклепок в местах соединения металла составляли своеобразный орнаментальный ритм, а форма вещи ассоциировалась со скульптурно решенным объемом.

В полную силу художественные особенности железа раскрылись позднее, особенно в русском искусстве XVII-XVIII столетий. Этому способствовало достаточное количество металла, специализация в области художественного ремесла и большой опыт, накопленный мастерами.

Значительная часть кованных из железа работ предназначалась для включения их в архитектуру. Оконные проемы закрывались ажурными решетками ("от лихих людей"). От пожаров делались даже сплошные железные ставни и двери. Богато оформленные железные двери украшали каменные храмы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесла. Да и сами двери зачастую соединяли несколько видов декоративного оформления. Кованые и просечные полосы, розетки, сложные по силуэту накладки чередовались с росписью по железу, с литыми ручками и декоративными заклепками.

В XVIII столетии ковка широко используется для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов. В Петербурге с ней соперничает техника чугунного литья, вытесняя ковку как дорогостоящую работу. Но своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет интерес к ней и в XIX веке. Если для литья рисунок и разработку всей декорации давал архитектор, то ковка всегда рассчитывалась на творческое варьирование и доработку деталей кузнецом.

Время неумолимо бежит вперед, оставляя позади однообразие, ординарность, однотипность так крепко въевшиеся в нашу жизнь за последние десятилетия, и возвращает нам прекрасное почти забытое искусство – делать свою жизнь красивее, осмысленнее, богаче.