Верхнеуфтюжская роспись берестяных изделий


Широко известна Верхнеуфтюжская роспись берестяных изделий. Многие исследователи народного искусства посвятили свои работы этому виду росписи. Уместно привести почти полностью статью искусствоведа Тарановской из сборника трудов НИИХП.

В XIX в. промысел был широко развит, и росписью туесков занимались жители многих деревень. Центром промысла считалась деревня Ново-Андреевская, находящаяся вблизи Верхне-Уфтюжского погоста. Сильное сокращение промысла началось в годы первой мировой войны. Однако старики вспоминают, как еще 30-50 лет тому назад, весной во время разлива реки Уфтюги вниз на Двину отправлялись баржи, наполненные туесками, которые продавали на базарах в Архангельске, Вологде, Сольвычегодске и Великом Устюге.

На фото справа - Архангельская область, район реки Верхняя Уфтюга Береста, дерево.

В наше время на судьбу промысла повлияли значительные изменения в хозяйственной жизни Архангельской области - развитие в районе Верхней Уфтюги лесохимического производства, уход молодежи на работу в промышленные центры и т. д. До 1946 г. мастера, изготовлявшие туески, были объединены при местной разнопромысловой артели. В настоящее время лишь отдельные мастера продолжают работу у себя на дому.

Скромные берестяные изделия Верхней Уфтюги отличаются неразрывной связью росписи с формой изделия и его материалом, пластической красотой ритмичного и плавного орнамента, гармоничностью сочетания красок, виртуозностью приемов свободного кистевого письма. Роспись производится сухими порошками красок с прибавлением клея. Наряду с кистью используется тампон.

Композиция росписи такова, что большая часть поверхности бересты остается не закрытой орнаментом и сохраняет красоту своего материала. Если фон подкрашивается тонким слоем краски, цвет его подбирается таким образом, чтобы сохранялось впечатление легкости, мягкости, теплоты бересты. Наиболее любимый и широко распространенный цвет фона расписного туеска - светлый солнечный оранжево-розовый или красноватый, получающийся в результате окраски бересты тонким прозрачным слоем красного свинцового сурика. Некоторые мастера пишут на светло-коричневом или темно-красном фоне.

При любом цвете фона они подбирают соответствующую ему мягкую, спокойную гамму красок, умело включая в нее традиционные цвета - голубой, розовый, белый, светло-лиловый, зеленый, коричневый. Мотивы росписи уфтюжских туесков немногочисленны, это изображения веточек и птиц. Они очень просты, но интересны в своих разнообразных вариантах. Благодаря свободному исполнению рисунка кистью каждый мотив неповторимо индивидуален даже тогда, когда мастер исполняет на большой партии туесков один и тот же рисунок.

Растительные мотивы трактуются условно. Композиция в виде стебля со свободным динамичным изгибом, несущим легкий цветок и несколько раскинувшихся листьев, иногда дополняется изображением нескольких ягод.

В трактовке мотива птицы, называемой характерным местным именем кутеньки, можно проследить большое разнообразие, В росписи одного из туесков мастера Бестужева птица стоит спокойно, выпятив грудку, грациозно изогнув шею с маленькой головкой, украшенной хохолком. Перья ее хвоста распушены в виде богатого опахала. В росписи другого туеска того же мастера птица красиво изогнула шею и охорашивает перышки.

Птица с голубым хвостом и голубыми крыльями на оранжевом туеске Кувакина поражает богатством своего оперения. Выполнение рисунка свободной кистьевой росписью привело здесь к формированию виртуозных, каллиграфических приемов, благодаря которым мастерам удается несколькими уверенными мазками кистью создать красивое и выразительное изображение птицы или ветки с цветами.

Роспись всех верхнеуфтюжских туесков отличается простотой и немногословностью при большой эмоциональной выразительности и поэтичности. Работы отдельных, наиболее крупных мастеров уфтюжской росписи значительно отличаются друг от друга. Для творчества А. Д. Кувакина характерны нежные светлые тона, легкие, подвижные, очень обобщенные мотивы. В. В. Трапезников предпочитает сочетание темно-красных, зеленых, лиловых и синих цветов с белыми, желтыми и оранжевыми, располагая на туесках в вертикальном направлении стройные силуэты своей росписи. В творчестве Ф. И. Бестужева заметно стремление к динамичности композиции и контрастности росписи, усилению роли черного контура. Произведения Д. М. Новинского отличает особая грациозность рисунка веточек с цветами и ягодками. Каждому мастеру присущ свой почерк, однако все они сохраняют в своем творчестве характерные особенности общего стиля.

Если в северодвинских берестяных изделиях мы встречаемся с перенесением на них приемов росписи и мотивов с деревянных прялок, люлек, братин и берестяных лукошек, а в городецких туесах с росписи донец, то Верхнеуфтюжские туески имеют свою собственную, созданную для бересты, роспись и в этом одна из причин ее совершенства.

Тонкая нежная гамма уфтюжской росписи, лаконичная трактовка мотивов и скупая немногословность орнамента позволяют видеть в ней сходство с ранними традициями древнерусской декоративной живописи, предшествующими значительно более многоцветному и композиционно более сложному искусству росписи по дереву XVII-XVIII вв.

Занимались на Уфтюге, кроме росписи берестяных туесов, еще и тиснением. В Российском этнографическом музее хранится 8 туесов мастера Трапезникова В. В. с прекрасным тиснением. Доставлены в музей они были в 1940 г, экспедицией музейных сотрудников. В музее народного искусства (г. Москва), в В. Устюге, Сольвычегодске тоже есть уфтюжские туеса с тиснением.

Тиснение


Тиснение - более архаичный способ декорирования бересты, оно более практично, по сравнению с росписью, к тому же тиснение, если сравнивать его с прорезью, не нарушает целостности материала. Оно труднее в исполнении, но зато какие прекрасные качества в использовании! 

Последним мастером, изготовлявшим туеса на продажу, был К. А. Беляков, который еще в 1991 году сделал и сдал на склад 350 туесов. Искусствовед Н. Тарановская из Русского музея, побывав на Уфтюге, справедливо и метко назвала эти места - страна туесов.