Художественные изделия из травянистых волокон

Ближе к весне у некоторых стеблей крапивы, особен но надломленных ветром, кое-где уже отслаивается верхний слой коры, в котором находятся волокна.

Их гибкость и прочность давно оце нили птицы. Например, клест всег да ищет крапивник, чтобы благоус троить своё зимнее гнездо. Воробей нет-нет да и прихватит крапивное волоконце для заделки случайных щелей в утеплённом ещё с осени гнезде.

Весной заготовку строймате риала в крапивнике вовсю ведёт си ница ремез. Её гнездышко-люлька висит над самой водой на ветке ра киты. Оно настолько прочно, что не разрушается по нескольку лет.

Уж не эти ли пернатые умельцы надоуми ли и человека использовать прочные эластичные волокна крапивы?..

Подобно льну и конопле, крапи ва — одно из самых древнейших во локнистых растений, которые чело век научился обрабатывать.

Из длинных и прочных волокон крапивы двудомной изготовляли пряжу для ткани, идущей на пошив одежды, парусов и мешков.

Из неё ткали ковры, вили верёвки и кана ты, плели рыболовные сети. На за падном берегу Ладожского озера археологами была найдена рыбо ловная сеть, сплетённая из крапив ных нитей ещё в каменном веке.

Многие, вероятно, помнят сказку Андерсена о том, как девочка спас ла от злых чар братьев, превращён ных в диких лебедей.

По совету до брой феи, она нарвала крапивы, раз мяла её стебли, напряла нитей, а за тем изготовила из них рубахи-коль чуги, вернувшие братьям человечес кий облик.

В сказке отразилась дав няя вера людей в чудодейственные свойства ткани из волокон крапивы, способной, якобы, оберегать челове ка от злых чар и дурного глаза, а так же — исцелять от различных болезней.

Недаром из крапивной пряжи вяза лись носки, которые носили при рев матических болях, пояса, применя емые при радикулите и мигрени.

Постепенно капризную жгучую крапиву вытеснили более покладис тые лён и конопля. Однако, память о крапиве, как о волокнистом растении, всё же, сохранилась где-то в глубине сознания, иногда проявляясь в детс ких играх.

В одном этнографическом сборнике XIX века сообщалось: «В деревнях Рязанской губернии девоч ки пряли волокна из крапивы для по лучения ниток, которыми шили из тряпочек платья для кукол, — гото вых ниток матери не давали».

Воз можно, с педагогической точки зре ния, матери поступали весьма мудро, и не только потому, что напоминали о необходимости экономить, сколько потому, что невольно приучали детей к рукоделию, ремеслу.

Остаётся толь ко гадать: каким образом девочкам стали известны прядильные свойства крапивных волокон, о которых взрос лые давно забыли?..

Справедливости ради, следует сказать, что крапивные волокна были забыты не всеми взрос лыми. Даже в наше время их исполь зуют для прядения ниток, предпочи тая покупным, коренные жители Кам чатки и Приамурья.

Прочные и долго вечные нити идут на плетение сумок, корзин и разнообразных коробок. При изготовлении традиционных из делий, наряду с крапивными нитями, применяются ивовые прутья, стебли дикой ржи (тувейки) и береста.

Дово льно часто используют и другое во локнистое растение, растущее на пус тырях и гарях, — кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем.

С за готовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, раз деляют её на волокна, сушат и уби рают на хранение.

Часть заготовлен ного материала окрашивают отва ром, собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в чёрный цвет.

Чтобы придать волок нам глянец, в красящий раствор до бавляют рыбий жир. Чередуя, в оп ределённом порядке, тёмные и свет лые волокна, мастера украшают по верхность изделий выразительными геометрическими узорами.

В былые времена, из волокон иван-чая вили верёвки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешко вину и многое другое. В народе это рас тение нередко называли дикой коноп лёй.

Этим подчёркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории на шей страны с IX века, называемы ми пенькой.

В наше время, пенька не заменима при изготовлении морс ких канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но, из-за нарко тических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. 

Вполне возможно, что в недалёком будущем, учёные смогут заменить её культурным видом кипрея узколис того, волокна которого имеют сход ные свойства.

Возможно, настанет черёд и крапивы, ну, а пока, следуя примеру наших пращуров, изгото вим своими руками крапивную ку дель.

Крапивная кудель

Все хоть краем уха да слышали, как сложно заготавливать и обрабаты вать лён, коноплю. Крапиву — тоже, если делать это, как и положено, осенью. 

Тогда её нужно высушивать, потом — долго вымачивать, снова вы сушивать, чтобы получить, наконец, ту самую тресту (так принято называть просушенные и очищенные стебли волокнистых растений), из которой и извлекаются прядильные волокна.

А если собрать крапиву зимой и в пер вой половине весны, то вы будете иметь уже почти готовую тресту: сама природа — хлёсткие дожди, росы, из морозь, туманы и зимние оттепели — поработала за вас...

Принесённые с пустыря стебли крапивы нужно хорошо высушить, разложив на печи или рядом с батареей центрального отопления. Затем, удаляют мелкие ветки и засохшие листья.

Чтобы проверить качество полученной тресты, её разминают пальцами и надламывают в несколь ких местах. Готовая треста должна разламываться в руках с лёгким треском, а волокна — отделяться от деревянистых частей стебля.

Обминание. Обработку трес ты начинают с обминания её в спе циальных мялицах. От того, на сколько добросовестно размяты стебли, зависит качество пряжи. Не домнёшь мялкой, так не возьмёшь прялкой — предупреждала кресть янская поговорка.

Мялицу, или мял ку, для обработки небольшого коли чества тресты в домашних условиях можно сделать самим — она состоит из четырех деталей (Рис. 1а).

К деревянному основанию толщиной 20 мм прикрепляют шурупами две доски, имеющие седловидные вырезы. С внутренней стороны в местах выреза каждая из дощечек скашивается под углом 45 градусов.

Рычаг, или било, снизу слегка заос тряют и прикрепляют к мялице с помощью болта. В свою очередь, ос нование мялицы укрепляют шурупа ми на скамье или какой-либо другой устойчивой опоре.

За один приём, на мялице можно размять только одну горсть тресты, то есть, столько, сколько может вместиться в руке.

Начинают обминать тресту с одного из концов, уложив её в седловидный вырез, при поднятом рычаге.

После каждого нажатия и последующего за этим приподнимания трес ту слегка поворачивают и продвига ют немного вперёд. Так поступают до тех пор, пока горсть тресты не будет полностью обмята.

Обминание тресты идёт более спо ро, если вместо мялицы использовать самодельные двухвальные или трёхвальные мялки (Рис. 1б).

Хотя рабо тать на них можно и одному, вдвоем, всё же, удобнее и быстрее. Один закла дывает между валами тресту, другой крутит рукоятку и принимает обмя тые стебли, называемые повесмом.

Трепание. Чтобы удалить из обмятой тресты кострику — дере вянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки, — её треплют специальной трепалкой (или трепа лом), имеющей форму большого деревянного ножа, или косаря.

Тре палки (Рис. 2а) вырезают из твёр дой древесины дуба, клёна и березы. Нанося трепалкой по повесму час тые резкие удары, как можно чище выбивают застрявшую в волокнах кострику. 

Затем, повесмо кладут на пень и тщательно проколачивают (Рис. 26). Обычно, после такой об работки, оставшиеся частицы кос трики легко отслаиваются. Их оста ётся только вытрясти, ударяя пуч ком повесма о круглую деревянную палку (Рис. 2в) или ребро скамьи.

Ошмыгивание. Особенно трудно отделяются от повесма ве щества, находящиеся между волок нами в верхнем слое стебля. Их мож но окончательно разрушить и уда лить способом ошмыгивания.

Чтобы понять сущность этого приёма, нужно взять в руки неболь шой пучок обмятой и обтрёпанной крапивы и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга (Рис. 3а).

Обычно от них сразу же начинают отделяться и падать вниз мельчай шие пылевидные частицы.

Освобож дённые от них волокна становятся чистыми и шелковистыми.

Если приходится обрабатывать значи тельное количество повесма, то его пучки удобнее удерживать не руками, а специальными щипцами (Рис. 3б).

Щипцы состоят из двух берёзо вых дощечек, соединённых полоской листовой стали.

При ошмыгивании, один конец пучка повесма можно за жать в мялице рычагом-билом.

Од нако, гораздо удобнее применять для этих целей специальный зажим с ва ликом-эксцентриком (Рис. 3в).

Тем более, что такой зажим понадобится на следующем этапе обработки воло кон — чесании.

Закреплённые волок на захватывают щипцами рядом с зажимом. Обшмыгивая участок за участком, постепенно продвигаются от одного конца к другому.

На сле дующем этапе, пучок волокон пере ворачивают и закрепляют в зажиме другим концом. Теперь остаётся только обработать щипцами конец, освобождённый из зажима, и пере ходить к чесанию волокон.

Чесание. Подготовленные к чесанию волокна называют мычками. Крапивные, а также конопляные мычки состоят из длинных, средних и коротких волокон. Чем длиннее волокна, тем тоньше и длиннее пря жа.

Для отделения длинных волокон от средних и коротких, в старину ис пользовали большие кленовые греб ни, укреплённые на подставках.

Но особенно длинные и чистые волокна получали после повторного чесания так называемыми мыкалками — ма ленькими гребенками и щетками, из готовленными из свиной щетины.

Сам процесс расчесывания и разгла живания мычека, или мочек, назы вался мыканием.

Он требовал боль шого терпения, усидчивости: надо было аккуратно расчесать и разгла дить буквально каждую прядь воло кон. Отсюда и пошли известные вы ражения «мыкаться», «горе мыкать» и тому подобные.

Волокна крапивы, закреплённые в зажиме, можно рас чёсывать обычными металлическими и пластмассовыми гребёнками, име ющимися в продаже.

Прежде чем начать чесать, осторожно укладыва ют одну прядь к другой. Чесать на чинают со свободного конца, постепенно продвигаясь в сторону зажима (Рис. 4а). При этом, на рас чёске остаются короткие волокнис тые очески — изгребь.

Волокна сред ней длины, вычесываемые волося ными щётками, назывались пачеся ми, а оставшиеся длинные волокна— куделью (Рис. 4б).

Ткань, полученная из кудельных нитей, шла на сарафа ны, рубахи, скатерти, полотенца, пос тельное бельё и другие тонкотканые изделия.

Из изгребья и пачесей (ина че — отребья и вычесок) готовили пряжу, идущую на грубое полотно, — ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов.

Из тех же волокон пряли, а затем ткали полотна с редким пере плетением нитей — веретье и рядни ну, использовавшиеся для хозяйствен ных нужд.

Из грубых волокон, кото рые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, вили верёвки и кана ты, использовали, как паклю для про кладки между венцами бревенчатого сруба, а также — для конопачения пазов между брёвнами.

Холсты, сотканные из кудельных нитей, отбеливали на росе и снегу, а также вываривали в щёлоке — отва ре древесной золы.

Верёвки, бечёвки, мешковину и другие подобные изде лия из изгребья и пачесей иногда вы мачивали сутки в отваре дубовой коры, чтобы повысить прочность и стойкость против гнилостных микро бов.

Иногда, вымоченные в дубовом отваре волокна окрашивали в чёрный цвет. Для этого верёвки и мешковину опускали в ржавую воду или в раст вор железного купороса.

Эти древние способы отбеливания и окрашивания с успехом можно применять и сейчас, наряду с современными.