Художественные изделия из травянистых волокон
Ближе к весне у некоторых стеблей крапивы, особенно надломленных ветром, кое-где уже отслаивается верхний слой коры, в котором находятся волокна.
Их гибкость и прочность давно оценили птицы. Например, клест всегда ищет крапивник, чтобы благоустроить своё зимнее гнездо. Воробей нет-нет да и прихватит крапивное волоконце для заделки случайных щелей в утеплённом ещё с осени гнезде.
Весной заготовку стройматериала в крапивнике вовсю ведёт синица ремез. Её гнездышко-люлька висит над самой водой на ветке ракиты. Оно настолько прочно, что не разрушается по нескольку лет.
Уж не эти ли пернатые умельцы надоумили и человека использовать прочные эластичные волокна крапивы?..
Подобно льну и конопле, крапива — одно из самых древнейших волокнистых растений, которые человек научился обрабатывать.
Из длинных и прочных волокон крапивы двудомной изготовляли пряжу для ткани, идущей на пошив одежды, парусов и мешков.
Из неё ткали ковры, вили верёвки и канаты, плели рыболовные сети. На западном берегу Ладожского озера археологами была найдена рыболовная сеть, сплетённая из крапивных нитей ещё в каменном веке.
Многие, вероятно, помнят сказку Андерсена о том, как девочка спасла от злых чар братьев, превращённых в диких лебедей.
По совету доброй феи, она нарвала крапивы, размяла её стебли, напряла нитей, а затем изготовила из них рубахи-кольчуги, вернувшие братьям человеческий облик.
В сказке отразилась давняя вера людей в чудодейственные свойства ткани из волокон крапивы, способной, якобы, оберегать человека от злых чар и дурного глаза, а также — исцелять от различных болезней.
Недаром из крапивной пряжи вязались носки, которые носили при ревматических болях, пояса, применяемые при радикулите и мигрени.
Постепенно капризную жгучую крапиву вытеснили более покладистые лён и конопля. Однако, память о крапиве, как о волокнистом растении, всё же, сохранилась где-то в глубине сознания, иногда проявляясь в детских играх.
В одном этнографическом сборнике XIX века сообщалось: «В деревнях Рязанской губернии девочки пряли волокна из крапивы для получения ниток, которыми шили из тряпочек платья для кукол, — готовых ниток матери не давали».
Возможно, с педагогической точки зрения, матери поступали весьма мудро, и не только потому, что напоминали о необходимости экономить, сколько потому, что невольно приучали детей к рукоделию, ремеслу.
Остаётся только гадать: каким образом девочкам стали известны прядильные свойства крапивных волокон, о которых взрослые давно забыли?..
Справедливости ради, следует сказать, что крапивные волокна были забыты не всеми взрослыми. Даже в наше время их используют для прядения ниток, предпочитая покупным, коренные жители Камчатки и Приамурья.
Прочные и долговечные нити идут на плетение сумок, корзин и разнообразных коробок. При изготовлении традиционных изделий, наряду с крапивными нитями, применяются ивовые прутья, стебли дикой ржи (тувейки) и береста.
Довольно часто используют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, — кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем.
С заготовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, разделяют её на волокна, сушат и убирают на хранение.
Часть заготовленного материала окрашивают отваром, собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в чёрный цвет.
Чтобы придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир. Чередуя, в определённом порядке, тёмные и светлые волокна, мастера украшают поверхность изделий выразительными геометрическими узорами.
В былые времена, из волокон иван-чая вили верёвки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешковину и многое другое. В народе это растение нередко называли дикой коноплёй.
Этим подчёркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории нашей страны с IX века, называемыми пенькой.
В наше время, пенька незаменима при изготовлении морских канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но, из-за наркотических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу.
Вполне возможно, что в недалёком будущем, учёные смогут заменить её культурным видом кипрея узколистого, волокна которого имеют сходные свойства.
Возможно, настанет черёд и крапивы, ну, а пока, следуя примеру наших пращуров, изготовим своими руками крапивную кудель.
Крапивная кудель
Все хоть краем уха да слышали, как сложно заготавливать и обрабатывать лён, коноплю. Крапиву — тоже, если делать это, как и положено, осенью.
Тогда её нужно высушивать, потом — долго вымачивать, снова высушивать, чтобы получить, наконец, ту самую тресту (так принято называть просушенные и очищенные стебли волокнистых растений), из которой и извлекаются прядильные волокна.
А если собрать крапиву зимой и в первой половине весны, то вы будете иметь уже почти готовую тресту: сама природа — хлёсткие дожди, росы, изморозь, туманы и зимние оттепели — поработала за вас...
Принесённые с пустыря стебли крапивы нужно хорошо высушить, разложив на печи или рядом с батареей центрального отопления. Затем, удаляют мелкие ветки и засохшие листья.
Чтобы проверить качество полученной тресты, её разминают пальцами и надламывают в нескольких местах. Готовая треста должна разламываться в руках с лёгким треском, а волокна — отделяться от деревянистых частей стебля.
Обминание. Обработку тресты начинают с обминания её в специальных мялицах. От того, насколько добросовестно размяты стебли, зависит качество пряжи. Не домнёшь мялкой, так не возьмёшь прялкой — предупреждала крестьянская поговорка.
Мялицу, или мялку, для обработки небольшого количества тресты в домашних условиях можно сделать самим — она состоит из четырех деталей (Рис. 1а).
К деревянному основанию толщиной 20 мм прикрепляют шурупами две доски, имеющие седловидные вырезы. С внутренней стороны в местах выреза каждая из дощечек скашивается под углом 45 градусов.
Рычаг, или било, снизу слегка заостряют и прикрепляют к мялице с помощью болта. В свою очередь, основание мялицы укрепляют шурупами на скамье или какой-либо другой устойчивой опоре.
За один приём, на мялице можно размять только одну горсть тресты, то есть, столько, сколько может вместиться в руке.
Начинают обминать тресту с одного из концов, уложив её в седловидный вырез, при поднятом рычаге.
После каждого нажатия и последующего за этим приподнимания тресту слегка поворачивают и продвигают немного вперёд. Так поступают до тех пор, пока горсть тресты не будет полностью обмята.
Обминание тресты идёт более споро, если вместо мялицы использовать самодельные двухвальные или трёхвальные мялки (Рис. 1б).
Хотя работать на них можно и одному, вдвоем, всё же, удобнее и быстрее. Один закладывает между валами тресту, другой крутит рукоятку и принимает обмятые стебли, называемые повесмом.
Трепание. Чтобы удалить из обмятой тресты кострику — деревянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки, — её треплют специальной трепалкой (или трепалом), имеющей форму большого деревянного ножа, или косаря.
Трепалки (Рис. 2а) вырезают из твёрдой древесины дуба, клёна и березы. Нанося трепалкой по повесму частые резкие удары, как можно чище выбивают застрявшую в волокнах кострику.
Затем, повесмо кладут на пень и тщательно проколачивают (Рис. 26). Обычно, после такой обработки, оставшиеся частицы кострики легко отслаиваются. Их остаётся только вытрясти, ударяя пучком повесма о круглую деревянную палку (Рис. 2в) или ребро скамьи.
Ошмыгивание. Особенно трудно отделяются от повесма вещества, находящиеся между волокнами в верхнем слое стебля. Их можно окончательно разрушить и удалить способом ошмыгивания.
Чтобы понять сущность этого приёма, нужно взять в руки небольшой пучок обмятой и обтрёпанной крапивы и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга (Рис. 3а).
Обычно от них сразу же начинают отделяться и падать вниз мельчайшие пылевидные частицы.
Освобождённые от них волокна становятся чистыми и шелковистыми.
Если приходится обрабатывать значительное количество повесма, то его пучки удобнее удерживать не руками, а специальными щипцами (Рис. 3б).
Щипцы состоят из двух берёзовых дощечек, соединённых полоской листовой стали.
При ошмыгивании, один конец пучка повесма можно зажать в мялице рычагом-билом.
Однако, гораздо удобнее применять для этих целей специальный зажим с валиком-эксцентриком (Рис. 3в).
Тем более, что такой зажим понадобится на следующем этапе обработки волокон — чесании.
Закреплённые волокна захватывают щипцами рядом с зажимом. Обшмыгивая участок за участком, постепенно продвигаются от одного конца к другому.
На следующем этапе, пучок волокон переворачивают и закрепляют в зажиме другим концом. Теперь остаётся только обработать щипцами конец, освобождённый из зажима, и переходить к чесанию волокон.
Чесание. Подготовленные к чесанию волокна называют мычками. Крапивные, а также конопляные мычки состоят из длинных, средних и коротких волокон. Чем длиннее волокна, тем тоньше и длиннее пряжа.
Для отделения длинных волокон от средних и коротких, в старину использовали большие кленовые гребни, укреплённые на подставках.
Но особенно длинные и чистые волокна получали после повторного чесания так называемыми мыкалками — маленькими гребенками и щетками, изготовленными из свиной щетины.
Сам процесс расчесывания и разглаживания мычека, или мочек, назывался мыканием.
Он требовал большого терпения, усидчивости: надо было аккуратно расчесать и разгладить буквально каждую прядь волокон. Отсюда и пошли известные выражения «мыкаться», «горе мыкать» и тому подобные.
Волокна крапивы, закреплённые в зажиме, можно расчёсывать обычными металлическими и пластмассовыми гребёнками, имеющимися в продаже.
Прежде чем начать чесать, осторожно укладывают одну прядь к другой. Чесать начинают со свободного конца, постепенно продвигаясь в сторону зажима (Рис. 4а). При этом, на расчёске остаются короткие волокнистые очески — изгребь.
Волокна средней длины, вычесываемые волосяными щётками, назывались пачесями, а оставшиеся длинные волокна— куделью (Рис. 4б).
Ткань, полученная из кудельных нитей, шла на сарафаны, рубахи, скатерти, полотенца, постельное бельё и другие тонкотканые изделия.
Из изгребья и пачесей (иначе — отребья и вычесок) готовили пряжу, идущую на грубое полотно, — ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов.
Из тех же волокон пряли, а затем ткали полотна с редким переплетением нитей — веретье и ряднину, использовавшиеся для хозяйственных нужд.
Из грубых волокон, которые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, вили верёвки и канаты, использовали, как паклю для прокладки между венцами бревенчатого сруба, а также — для конопачения пазов между брёвнами.
Холсты, сотканные из кудельных нитей, отбеливали на росе и снегу, а также вываривали в щёлоке — отваре древесной золы.
Верёвки, бечёвки, мешковину и другие подобные изделия из изгребья и пачесей иногда вымачивали сутки в отваре дубовой коры, чтобы повысить прочность и стойкость против гнилостных микробов.
Иногда, вымоченные в дубовом отваре волокна окрашивали в чёрный цвет. Для этого верёвки и мешковину опускали в ржавую воду или в раствор железного купороса.
Эти древние способы отбеливания и окрашивания с успехом можно применять и сейчас, наряду с современными.