Фарфор Сунского периода

Период постепенного ослабления Китая, начавшийся уже с середины VIII в., крестьянские восстания, бесконечные войны и вторжения кочевников, приведшие к временному распаду Китайского государства на части, отделяют блестящий Танский период от времени правления новой династии Сун (960 – 1279).

Эта смена династий и период смут не приостановили на длительное время поступательного движения в бурном экономическом и культурном развитии, продолжавшемся и при новой династии. Именно в эти два периода – Тан и Сун – складываются основные принципы и традиции в искусстве Китая, которыми питается Китай и во все последующее время.

Наиболее ярко проявляется это в керамическом производстве. Возникшие в Танское время приемы декоративной обработки в этот период достигают наибольшего развития. Разновидности орнаментов, гравированных достигают покрытия глазурью тонким инструментом или выполненных легким рельефом с помощью плоского среза по контуру рисунка, так же как и реже встречающиеся приемы отпрессованных в специальных формах и наложенных на изделия рельефов, прикрепляемых с помощью жидкой глины, отличаются большой законченностью и совершенством.

Формы керамических изделий времени Сун отличаются исключительной простотой, спокойствием, уравновешенностью. Самым большим достижением в керамическом производстве этого периода является совершенство, с которым использовались в художественном оформлении чисто-керамические возможности, предоставляемые материалом. В связи с этим сознательное перенесение на керамику форм, возникших в бронзовой технике, происходит при полном их подчинении этому материалу.

Важным явлением для времени Сун следует также считать свободное применение усовершенствованных шпатовых глазурей, приобретающих приглушенную окраску и богатство нежнейших оттенков красного, пурпурного, бесконечной градацией голубых, зеленоватых и лавандуловых. Характерен метод их применения, отличающий произведения Сунского периода от изделий более позднего – Минского времени (XIV – XVII вв.), с учетом фактуры глазури, ее потеков, не закрывающих ножки или основания предметов, имеющих богатые переливы и создающих своеобразный художественный эффект.

Не менее существенным элементом, разнообразящим оттенки глазури, служат трещинки, или цек, покрывающие многие монохромные изделия Сунского времени. Появившийся, вероятно, случайно, как дефект при обжиге, цек в дальнейшем был освоен производством и использовался в декоративных целях как один из приемов украшения изделий. Для времени Тан и Сун, в отличие от последующих периодов, следует отметить очень большое количество керамических мастерских, существовавших почти во всех провинциях, многие из которых изготовляли фарфоровые изделия.

В это время белый фарфор не занимает еще основного места среди прочих керамических изделий, и на одинаковом художественном уровне создаются первоклассные произведения и из темного керамического черепка и из фарфора. Поэтому-то и нет принципиального отличия в формах и орнаментации тех и других. Изделия разных мастерских отличаются главным образом цветом и качеством черепка и глазури, в зависимости от характера местного материала и местных особенностей или секретов производства, передаваемых в большинстве случаев от поколения к поколению и охраняемых в семьях мастеров.