Узоры клинков

В зависимости от размеров рельефа, тщательности отковки и шлифовки клинка узор может представлять собой либо концентрические овалы, либо разомкнутые, волнистые фигуры, напоминающие ряд сосулек или сталактитов, свисающих с обуха клинка.


Распространенным видом "штемпельного" узора является ромбический, имеющий две разновидности. Одну из них получают, насекая поверхность заготовки зубилом крест-накрест, отчего узор имеет вид сплетенной из нитей сетки, наброшенной на клинок из "дикого" Дамаска. Соответственно, и узор называется "сетчатым". Второй разновидностью является узор, который в Германии называют "мелкие розы". Он имеет вид четких концентрических ромбов и набивается имеющим пирамидальные выступы штампом, похожим на кулинарный молоток для отбивания мяса.


Третий, кольчатый вид "штемпельного" узора в США называют "павлиний глаз", хотя он больше похож на "павлиний хвост", поскольку на клинке в четком порядке расположены многочисленные концентрические окружности. Некоторые современные мастера по разметке засверливают непосредственно саму заготовку клинка, другие делают то же самое со штампом, которым и набивают этот узор, когда потребуется. Похожий до неразличи-мости узор получается, если на заготовке клинка нарезать, а не насечь, сетчатообразный рельеф с высокими квадратными выступами. При расковке эти квадраты вдавливаются и расплываются, образуя регулярный кольчатый узор.


Естественно, многие мастера в совершенстве овладели и методами изготовления различных разновидностей столь красивого металла, как "турецкий" Дамаск. Так, в XVII — XVIII вв. его назвали те же германцы, когда увидели привозимые с Востока сабли из местных разновидностей сварочного металла. При этом они успели подзабыть, что подобный металл они сами изготавливали еще во времена поздней Римской империи. Такой узорчатый металл называли "розовым Дамаском". Такое название металл получил из-за схожести вида узора с цветками розы. На Руси его называли "харалуг" — как считают, от тюркского выражения "каралыг", т.е. "черный цветок"