Монохромы в китайском фарфоре

Нет ничего труднее в определении китайского фарфора, как датировка монохромов. С большим искусством повторяемые почти во все периоды, они нередко отличаются лишь едва заметными изменениями в деталях, а также иными пропорциями сосудов.

Во многом это относится и к Цинскому периоду. Изготовленные в минских традициях копии и подражания очень близки к своим прототипам. Следует особенно выделить красную монохромную глазурь, отличающуюся при Цинах богатством тональности и разнообразием оттенков, с применением мельчайших трещинок глазури.

Несколько позже, сознательным изменением методов обжига, который производился при высокой температуре, получали необычайные оттенки, переходящие на одном и том же предмете от красно-лиловых в серебристо-голубые и называемые в Европе «пламенеющей глазурью», в отличие от яркокрасных, которые определялись, как «цвет бычьей крови».

Помимо монохромных глазурей, во времена Кан Си появляется совершенно новый способ изготовления синих монохромов, окраска которых производилась путем разбрызгивания кобальта кистью или пульверизацией через бамбуковую трубочку до глазуровки на необожженную поверхность предмета. При этом краска ложится мельчайшими крапинками, принимающими при распылении различную величину и форму. Образуется бархатистый глубокий тон.

Синие монохромы бывают различных оттенков, главным образом в зависимости от качества и количества применяемого кобальта. Обжигаются они, так же как и фарфор с синей росписью, при высокой температуре. В литературе эта группа получила название, вытекающее из техники ее выполнения, – синий «напудренный» или «разбрызганный» (blue «poudre» или «souffle»).

В большинстве случаев уже после обжига предметы расписывались золотом поверх синего, в обычном для данной эпохи стиле, т. е. знакомыми скалами, цветами и птицами, иногда в обрамлении геометрического узора.

Этот же синий цвет использовался в качестве фоновой росписи с резервами, в которые помещались изображения, уже разобранные выше, главным образом в гамме «зеленого семейства». Бархатистый интенсивный синий фон прекрасно оттеняет красочные композиции живописи в резервах.

В дальнейшем монохромы продолжают занимать значительное место среди многих старых и вновь возникающих типов фарфора. Особенно много изготовляют их в течение царствований императоров Юн Чжэна (1723 – 1735) и Цянь Луна (1736 – 1795). Последний направлял в Цзиндэчжень в качестве образцов для воспроизведения лучшие фарфоровые изделия времени Сун и Мин из своей личной коллекции.

Некоторые повторения этих образцов дошли и до нас, как монохромные, так и с росписью, выполненной двумя глазурями – зеленой и желтой с гравированным контуром. Чашечка из коллекции Эрмитажа с гравированным изображением зеленого дракона на желтом фоне является точной копией вещи, изготовленной специально для одного из императоров Минской династии.

Применение подглазурной гравировки имеет место также в выполнении оперения на фигуре петуха из коллекции Эрмитажа.

Этим не ограничиваются попытки в течение всего XVIII в. и начала XIX в. возродить приемы Минского времени. Применение синего подглазурного контура для пестрой росписи встречается неоднократно. Примером может служить изображение стилизованного лотоса, также являющегося воспроизведением минского орнамента.