Изразцы
Керамические декоративные плитки, или изразцы, издревле использовались на Руси для отделки дворцов и храмов, а также для облицовки печей. Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины назывались красными. Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форме. Красота изразцового убранства во многом зависела в древности от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Недаром само слово «изразец» произошло от «изрезать». Словом, изразец — это «то, что вырезано, обработано». Рельефы были единственным украшением самых первых изразцов. На них изображались сцены охоты и битв, герои народных сказок, басен и былин, реальные и фантастические животные, персонажи славянской мифологии, среди которых чаще всего встречались Алконост — птица радости и Сирин — птица, символизирующая печаль.
Однако красные терракотовые изразцы оказались не совсем практичными. Из-за пористости материала они пропускали угар в помещение, быстро грязнились и в конце концов могли стать совсем черными. Чтобы избежать этцх недостатков, в XVII веке рельефные изразцы стали покрывать защитным слоем — глазурью.
Наиболее широко были распространены муравленые плитки, покрытые зеленой глазурью.
Одетая поливными изразцами, печь не только была украшением жилища, но и намного лучше обогревала его, поскольку изразцовая облицовка увеличивает теплоотдачу. Комплекты изразцов для печей разного типа изготовляли специальные керамические мастерские.
В конце прошлого века над созданием изразцового убранства печей увлеченно работал художник М. Врубель. В усадьбе Абрамцево под Москвой по его эскизам и при непосредственном участии были построены замечательные печи — истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Отдал дань изразцовой отделке печей и художник С. Малютин, по эскизам которого были построены печи в усадьбе Та-лашкино Смоленской области. Хотя изразцы в основном являются частью большой орнаментальной композиции, каждый из них в отдельности порой воспринимается как самостоятельное произведение декоративно-прикладного искусства. Специально разработайные отдельные изразцы или несколько изразцов, объединенные единой композицией, могут служить настенным украшением как в общественном здании, так и в современной квартире.
Лепка глиняной модели
Если раньше для формовки изразцов применялись деревянные формы, то теперь керамисты стали отливать их из гипса по вылепленным из глины моделям. При осторожном обращении с гипсовой формой в ней можно отформовать до двухсот изразцов. Если же изразцов требуется больше, то заранее сразу изготовляют несколько одинаковых форм.
Лепку глиняной модели начинайте с плинтуса, или основания. Форма его может быть самой различной. Учебный образец изразца, который вы видите на рисунке, имеет форму квадрата. Его размеры выбирают с учетом камеры муфельной печи, в которой будут обжигаться готовые изразцы. Верхнюю грань плинтуса тщательно выровняйте правиль-цем, вырезанным из листового металла или фанеры.
Лепку производят в основном пальцами, но там, где необходимо получить более четкие формы или создать определенную фактуру, применяются стеки.
На выровненную поверхность плинтуса нанесите острым кончиком стеки контурный рисунок рельефа (рис. 48.1). Затем вдоль контуров проложите на высоту предполагаемого рельефа скатанные из глины жгуты или нарезанные из пластины брусочки (48.2). Заполните глиной пространство между наклеенными жгутами в пределах контуров и пролепите пальцами каждую деталь рельефа (48.3).
Работая над деталями, постоянно следите за тем, чтобы конфигурация их позволяла гипсовой форме свободно отделяться от изразца. На рис. 48.4 показано, какие профили рельефа модели допустимы, а которых следует избегать. Вылепив все основные части рельефа, выберите стеками-петельками необходимые углубления (48.5). Одновременно с помощью стеки придайте деталям более четкую и выразительную форму. В завершение выгладите поверхность модели тряпочкой или губкой, смоченной водой.
nextpage
Изготовление гипсовой формы и формовка изразцов
Готовую модель разместите в деревянной опалубке и залейте гипсовым раствором (рис. 49.1). Его готовят из 7 частей гипса и 10 частей воды. В гипсовку, сделанную из половинки резинового мяча, влейте вначале воду, затем, помешивая, всыпайте постепенно гипс.
Следует еще раз напомнить, что гипсовый раствор сохраняет необходимую текучесть только 2—3 минуты. Через 7—8 минут он теряет пластичность, а через 15—20 минут окончательно затвердевает. Поэтому работать нужно четко и быстро. Смочите глиняную модель чистой водой из пульверизатора до появления легкого блеска.
Нанесите на нее тонкий слой жидкого гипса, внимательно следя за тем, чтобы все участки поверхности модели были полностью закрыты. Затем вылейте оставшийся гипс, заполнив опалубку до краев. Как только гипс затвердеет, а это произойдет, как уже было сказано, через 15—20 минут, снимите опалубку и просушите гипс вместе с глиняной моделью в течение нескольких часов.
При высыхании глина уменьшается в объеме и легко отделяется от гипса.
Освобожденную от глиняной модели гипсовую форму промойте чистой водой и окончательно просушите.
Формовка изразцов
Хорошо просушенную гипсовую форму положите на стол и приступайте к заполнению ее глиной (рис. 49.2). Вначале на все участки формы положите тонкий слой мягкой глины, вдавливая ее пальцами как можно плотнее в мельчайшие углубления рельефа. Затем постепенно накладывайте следующие слои, не переставая пальцами и ладонями уплотнять их. Когда форма будет набита глиной до-
верху, выровняйте правильцем верхний слой глины (49.3).
Если вы лепите настенный изразец, то на этом его формовка закончена. При формовке печного изразца на его тыльную сторону нужно укрепить так называемую румпу (печники ее называют «рюмкой»). С помощью ее изразец крепится в печной кладке (49.4). Из глиняного пласта вырежьте четыре прямоугольных бруска одинакового сечения. На тыльную поверхность изразца нанесите стекой сетчатые насечки (для лучшего сцепления) и, смочив водой или жидкой глиной, прикрепите бруски так, чтобы они образовали квадратный ящичек, то есть румпу. В двух или четырех местах румпы просверлите небольшие отверстия. В дальнейшем в них будут вставляться металлические стержни из толстой проволоки, с помощью которых осуществляется крепление изразца.
Обычно изразцы прикрепляются к печи одновременно с укладкой кирпича при ее строительстве.
Формовка окончена. Остается только подождать, чтобы изразец слегка подсох, и легким встряхиванием отделить его от гипсовой формы.
Отформованные изразцы сушат, а затем обжигают и расписывают.