Береста у индейцев
Береста в жизни северных индейцев: каноэ и вигвамы
Joan Conway Hare, инструктор отделения специального образования университета штата Массачусетс
Берёзы, красивые стройные деревья, которые американцы любят сажать во дворах, в качестве декоративных растений, являются исконными жителями долины реки Коннектикут.
Они широко населяют северные леса американского континента, и отчётливо выделяются на фоне других деревьев цветом своей гладкой белой коры, отслаивающейся от ствола тонкими слоями, напоминающими бумагу.
По этой причине люди часто называют это дерево «бумажной берёзой». Ее научное название Betula papyrifera также включает в себя латинское слово «бумага», отражая, тем самым, необычный вид берёзовой коры.
Коренные американцы, населявшие Восточный Вудланд, широко использовали все части этого дерева, но самым важным материалом, несомненно, была берёзовая кора.
Береста играла главную роль при изготовлении каноэ и строительстве вигвамов; из неё делали множество вещей, полезных в хозяйстве.
Использование бересты стало традицией северо-восточных народов Америки, сохранявшейся на протяжении многих поколений.
Этот прочный берестяной вигвам, переживший испытание многими северными ветрами, находится в историческом месте в долине Нью-Хемпшира (Новая Англия). Когда-то индейцы абнаки и сококи устраивали в этой долине летние поселения.
Это каноэ выставлено на экспозиции, принадлежащей Олд Таун Каноэ Компани (Олд Таун, Майне). Полагают, что ему не меньше ста лет.
Были времена, когда каноэ из бересты считалось ценной вещью, достойной уважения. Вот почему в народе ещё сохранилось разговорное название берёзы — каноэ-дерево.
Каноэ из бересты удобно перевозить, потому что оно очень лёгкое. Вторым его достоинством является большая грузоподъёмность.
В зависимости от предназначения, каноэ делали разных размеров.
Маленькое охотничье каноэ, длиной 1,8-2 метра, вмещало в себя одного — двух человек.
Каноэ, предназначенное для плавания в открытом море, могло быть до шести метров длиной, и им управляли несколько гребцов.
Каноэ среднего размера было достаточно лёгким для того, чтобы его мог нести один человек.
На такой лодке можно было путешествовать, как по ручьям, так и по крупным рекам.
Бересту для каноэ лучше всего собирать во время зимних оттепелей или ранней весной, когда начинается сокодвижение.
Индейцы выбирали деревья нужного размера, срубали их, очищали от веток и срезали бересту одним куском.
Деревянную раму для каноэ изготавливали из северного белого кедра, затем обшивали её берестой, вывернутой наружу внутренним, коричневым, слоем.
Стыки сшивали волокнами корней ели или лиственницы. Обработка еловой смолой делала лодку водонепроницаемой.
Северные племена продавали свои берестяные каноэ индейцам южных районов, потому что в южных лесах берёза почти не встречается, а позже — европейским колонистам.
Современные каноэ из фибергласа и брезента сделаны по образцу тех старинных лодок коренных американцев.
Куски бересты размером поменьше использовались при сооружении индейских жилищ — вигвамов.
Существовало два типа их конструкций. Остов куполообразных вигвамов, изготовленный из согнутых молодых деревьев, внахлёст покрывался слоями бересты.
Перекрывающиеся слои обшивки защищали вигвам от сырости и непогоды. Кора закреплялась на раме белой стороной наружу — так же, как на дереве.
Конический вигвам похож своей формой на типи западных племён. Его конический остов сооружался из тонких шестов и покрывался обшивкой из перекрывающихся сшитых рулонов бересты. Такое «укрытие» — водонепроницаемо и удобно для перевозки.
Индейцы Вудланда делали из бересты трещотки, факелы, лосиные манки и самые разнообразные сосуды.
Береста — гибка и хорошо режется, поэтому из неё можно легко делать ёмкости любых форм.
Из бересты мастерили подносы, блюда, вёдра, горшочки и сосуды для хранения пищи, а стыки сшивали растительными волокнами.
При необходимости, швы обрабатывали сосновой или еловой смолой, тогда сосуды становились водонепроницаемыми, их можно было вешать над огнём, и варить или тушить в них пищу.
Берестяные вещи иногда украшались резьбой или резными узорными полосками из бересты.
Из берестяных полосок коренные жители Америки традиционно плели бусины и другие украшения.
Белый внешний слой коры заменял им бумагу и служил «холстом» для рисунков, наносимых кусочками угля.
Береста хорошо горит, поэтому её, подобно труту, использовали для разжигания бивачных костров.
Факелы из бересты, свернутой и зажатой на вершинах расколотых длинных шестов, освещали воду рыбакам-гарпунщикам.
Береста, свёрнутая в рулоны , довольно долго горела. Такие факелы индейцы использовали, чтобы освещать себе дорогу в лесу.
Берёза верно служила племенам, населявшим Вудланд. Весной индейцы надрезали стволы берёз и получали берёзовый сок (так же, как современные американцы получают кленовый сок).
Его пили или заготавливали впрок. Уваренный сок становился исходным веществом для изготовления уксуса, настоев и сахара, которым подслащивали лекарства.
В голодные времена внутреннюю часть коры употребляли в пищу. Древесина берёзы использовалась, как строительный материал и топливо.
В целом, можно сказать, что берёза играла значительную роль в жизни коренных народов севера Новой Англии.
Перевод: Булгакова Анна