admin

Вощение и полировка

ВОЩЕНИЕ

Мы можем указать на следующий несложный способ, вполне пригодный для приготовления воска для вощения дорогой деревянной мебели. Берут 100 г хорошего желтого воска, мелко нарезают его и прибавляют 12 г мастики или 25 г истолченной в порошок канифоли. Указанные вещества складывают в глиняный сосуд и распускают на угольях. Когда вся масса расплавится, ее снимают с огня и тотчас же приливают 50 г теплого скипидара. Все тщательно размешивают и сливают в жестяную или каменную баночку. В таком виде состав сохраняется до употребления. Для полировки мебели берут небольшое количество состава на кусок шерстяной материи и натирают дерево, которое быстро приобретает очень красивый и мягкий блеск. Навощенная таким образом мебель весьма долго сохраняет свою красивую полировку.

Матирование. Матирование дерева при помощи вощения вышло за границей из употребления и заменено более простым способом матирования при помощи шеллакового матолеина. Для этого употребляют спиртовой раствор шеллака, к которому прибавляют густой олифы настолько, чтобы смесь приставала к дереву, не давая отлила. Для определения правильной пропорции масла следует сделать несколько проб. Хорошо отшлифованное дерево покрывается этим составом два раза при помощи кисти и суконки. При этом нужно следить, чтобы нигде не было подтеков.

Когда матолеин хорошо высох, приступают к шлифовке поверхности пучком конского волоса, после чего окончательно матируют тем же составом, несколько разбавленным спиртом, при помощи тампона (как при полировке). Но при этом водят суконкой не вкруговую, а широкими продольными полосами по направлению волокон, чтобы поры дерева остались открытыми и незагрязненными. При некотором навыке матирование дерева при помощи матолина производится гораздо скорее вощения и притом оно гораздо прочнее.

Глазировка дерева. Покрытие дерева лаком есть в сущности глазировка, но в более грубой форме. Вместо этого употребляется глазировка при помощи т.н. глазуроля, который приготовляется из 1 ч. льняного масла и 2 ч. французского скипидара.

К этому раствору прибавляется копаловый лак, но настолько, чтобы смесь легко приставала к дереву, не давая отлила. Пользовать-01 глазуролем нужно всегда свежеприготовленным, т.к. от долгого стояния он делается густым и ложится на предмет толстым слоем. Опыты с прибавлением анилиновых красок не увенчались успехом и поэтому рекомендуется дерево предварительно обработать протравами или окрашивать водяными красками. Чтобы водяные краски не стирались и не смешивались друг с другом, их следует до глазировки зафиксировать политурой, разбавленной спиртом. Фиксирование производится при помощи пульверизатора.

ПОЛИРОВКА 

Политура для дерева подбирается по оттенку соответственно цвету полируемого дерева, от красновато-коричневого до белого или, вернее, бесцветного. Желательный оттенок получается, если брать в равных пропорциях две основные политуры

а) Красно-коричневая политура, изготовляемая по рецепту: 1 ч. красного шеллака на 4 ч. спирта.

б) Белая политура: 1 ч. выбеленного шеллака на 5 ч. спирта. Выбеленный шеллак приготовляется из обыкновенного следующим образом: 4 ч. шеллака смешивают с 1 ч. соды и растворяют при размешивании в 15 ч. воды, до полного растворения смолы, т.е. пока жидкость станет вполне прозрачной. Затем дают отстояться и сливают прозрачный раствор с осадка в другую посуду. Здесь к прозрачному раствору прибавляют 4 ч. хлорной извести в 4 ч. воды и оставляют смесь в покое на 2 дня. После этого вливают в смесь понемногу соляную кислоту, пока не перестанет выделяться осадок смолы. Затем остается лишь хорошенько промыть его водой, чтобы удалить следы соляной кислоты и высушить.

Восковые политуры для полировки деревянных изделий. Из многих составов лучшими могут считаться следующие

а) 25 ч. мелко на струганного стеарина прибавляют к 12,5 ч. скипидара и смесь нагревают до полного растворения стеарина.

б) Распускают 25ч. воска в глаизированном горшке и затем, когда воск распустится, сосуд снимают с огня и прибавляют к воску 40 ч. скипидара.

в) Нагрев 10ч. копалового лака, прибавляют к нему 40 ч. воска и, когда последний распустится, приливают, постепенно помешивая, 75 ч. скипидара.

г) 30 ч. воска и 1,5 ч. канифоли распускают на огне, затем сняв сосуд с огня, прибавляют 14,5 ч. скипидара.

д) На 30 ч. берут 2,5 ч. поташа и кипятят, после чего прибавляют 5 ч. мелко наструганного воска и нагревают всю смесь до получения однородной мыльной массы.

Целлюлозная политура

В состав этой политуры входят главным образом целлюлоза и сложные эфиры. Этот состав представляет великолепную политуру, не боящуюся действия воды и жиров. Полированная этим составом вещь не теряет своего блеска, будучи даже облита горячей водой. Хорошие результаты получаются от прибавления к этой политуре ацетата целлюлозы.

Преимуществом целлюлозной политуры является также и ее простое применение. Тщательно отшлифованная вещь смазывается раствором, после просушки ее шлифуют шкуркой и затем полируют этим же раствором ручным способом с помощью тампона или с помощью специальных аппаратов — пневматических пульверизаторов.

Целлюлозная политура состоит из 7 ч. ацетата целлулозы, 52 ч. уксуено-метилового эфира, 48 ч. уксусно-этилового эфира. Сохранять нужно в герметически закупоренной склянке. Полировка красного дерева. Растворяют в стеклянной бутылке 200 г мелко истолченного светло-желтого шеллака в 400 г крепкого винного спирта, обвязывают горлышко сырым пузырем, прокалывают его булавкой, ставят бутылку в теплое место и взбалтывают по нескольку раз в день, пока не будет осадка. Светлую жидкость сливают от отстоя и сохраняют в хорошо закупоренной бутылке. При употреблении наливают 20—30 капель на клочок шерсти, прибавляют несколько капель миндального масла, обертывают шерстяной тряпочкой и натирают им мебель, предварительно отшлифовав пемзой, пока не появится блеск.

Полировка орехового дерева. По 50 г желтого воска и терпентинного масла смешиваются при слабом подогревании. Лак не должен быть густым, Очистив мебель от пыли, наносят на нее лак легонько смоченной тряпочкой и протирают, пока мебель не получит блеска. Ваповапие деревянных изделий, Предметы, выточенные из осинового дерева, весьма мягкого и пористого, легко впитывающего как воду, так и масло, обмазывают жидкой глиной и, давши просохнуть в теплой печи, покрывают по глине сырым льняным маслом, ставят в жарко натопленную печь. Эту операцию называют вапованием. Вынутая из печи и остывшая вещь получает твердость и водонепроницаемость. Подготовленный таким образом предмет покрывают два или три раза тонким слоем олифы, ставя каждый раз на некоторое время в жарко натопленную печь. Предмет имеет вид как бы лакированного (для получения олифы масло долго варят с золой и суриком или глетом и затем нагревают в жаркой печи в продолжение нескольких дней). Обработка простых вещей этим и ограничивается. Предметы, предназначенные к раскраске, лудят, обмакивая лоскуток бархата или плюша в сухой оловянный порошок и растирая его по лакированной поверхности предмета со всех сторон.

Оловянный порошок приготовляется путем растирания расплавленного олова в металлической ступе с мышьяком и декстрином, растворенным в воде На 400 голова берут кусок мышьяка, величиною с орех. Разбитую в ступе массу растирают на камне, как краски. Когда м,'к-са измельчена, ее кладут в чашку, наливают туда воды и взбалтывают. Тонкий порошок олова, висящий в воде, сливают, дают отстояться, собирают и высушивают. Оставшийся более тяжелый порошок металла растирают вторично. Далее предмет раскрашивают, употребляя обыкновенно только киноварь и сажу, какие изменяющийся от действия жара. Раскрашенный предмет ставят в не очень жаркую печь и, когда краска подсохнет, покрывают несколько раз тонким слоем олифы, каждый раз ставя в печь. По окончании всего того, вещь ставят в сильно нагретую печь и держат ее там некоторое время; при этой операции она принимает весьма блестящую лакировку, и пожелтевшая олифа сообщает оловянной поверхности золотистый цвет. При лакировке большую роль играет температура печи, ('лишком большой жар плавит оловянную поверхность и портит лак, слабый жар не дает лаку достаточной твердости. Чем тоньше слой алифы и больше раз она была наведена и чем больше предмет побывал н печи, тем лучше. Последний раз держат вещь в печи подольше. Такой лак не боится горячей воды. Трещины заделываются перед вапованием и после окраски.