Гончарная майолика

Майолика (от итальянского Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

Изделия из красной глины и покрытые глазурью получили название майолики.

Гончарная керамика редко покрывается глазурью целиком и поэтому имеет свое название – гончарка.

Как правило, скульптурная керамика делается литьевым способом, но в данном случае вы имеете дело с майоликой, сделанной из гончарных элементов, либо целиком на гончарном круге.

Майолика – это изделия из цветной обожженной глины, покрытые непрозрачной глазурью.  В России XVII-XVIII вв. техника изготовления таких изделий называлась цениной. 

После первого обжига изделие покрывали эмалью белого цвета. Поверх сырой эмали наносили рисунок, и изделие вновь обжигали при сравнительно невысокой температуре. Низкая температура второго обжига позволяла применять довольно много разных красок. Использовались пять цветов по белому фону: желтый, зеленый, коричневый, вишневый и синий. Для гжельских изделий этого времени характерна великолепная форма и бесконечное разнообразие мотивов росписи: среди сохранившихся изделий гжели XVIII века не найдется и двух совершенно одинаковых предметов. 

Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.

К технике майолики обращались многие выдающиеся художники, в частности русские живописцы серебряного века М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо, М. К. Эшер.

  • Майолика (исп. Мальорка) — смягченное итальянским произношением название одного из испанских островов в Средиземном море. Именно там в 1115 г. После сражения с морскими пиратами, храбрые генуэзцы захватили необычные военные трофеи: испанские керамические сосуды и поливные плиты. Военная добыча стала эталоном для итальянских мастеров при их опытах изготовления майолики. По началу вазы и блюда украшались не многоцветными узорами, но со временем на итальянских мастеров повлияли изделия из Персии и Малой Азии.

    Звание колыбели майолики по праву заслуживает итальянский город Пиза, где впервые начали подражать арабским и персидским изделиям. Производство майолики «перетекало» по берегам реки Метауро и распространилось в селениях и столице урбинского герцогства. Майолика достигает своего совершенства с конца XIV по конец XVI столетия. Известные произведения искусства эпохи Ренессанса изготовлены именно из майолики. Майолика широко распространилась в странах Западной Европы в течение нескольких последующих столетий. В Голландии возникло уникальное производство.

    На сегодняшний день в мире наибольшую известность приобрели итальянская и голландская школа майолики.

    Итальянской характерны мягкие формы и яркая цветовая гамма. Майолика в Италии переживала как спады так и подъемы. ХVI век, многие мастерские закрылись, но в конец ХVII — начало XVIII века наблюдается новый подъем производства. Возникли два крупных центра производства майолики: Савона и Генуя. Роспись постоянно усложняется. Мастера по керамике достигают совершенства при производстве изделий из майолики.
    В конце ХVI столетия первые мастерские по изготовлению майолики появляются в Голландии. Некоторые из них сохранились и по сей день. Они по праву носят титул старейших в мире фабрик, по производству майолики.
    Интернет - магазин Русская майолика
    www.majolika.org

    Гость (Дмитрий)