Гжель

Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго-востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду. Так основная деятельность местного населения и дала название региону.

С 1972 года имя «Гжель» Постановлением Мособлисполкома присвоено Производственному Объединению «Гжель» – сегодня ЗАО «Объединение Гжель» - традиционный народный художественный промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свои современные художественно-стилевые особенности, свою художественную школу.

Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. С 1339 года, момента первого документального свидетельства в духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты, Гжель фигурирует как центр керамического производства в России, поставщик Царева Двора богатый высококачественным сырьем – глинами и профессиональными мастерами.

Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий, форм, декора. До 14 века Гжель производила гончарную посуду, в 17 веке – «чернолощеную» керамику, «муравленую» посуду.

В 18 веке к Гжели приходит слава крупного гончарного района, производящего художественную майолику. В начале 19 века в результате экспериментальных работ по созданию фарфора был получен так называемый «полуфаянс», роспись которого выполнялась синей смальтовой краской. И как высшее достижения керамического искусства – с 1806 года – освоен выпуск фарфора. Какой бы материал не использовали Гжельцы, образное содержание, композиционные приемы, художественно-стилевые особенности были типичны только для данного региона. Появившийся в начале 19 века. Фарфор отличается яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок.

Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже 19-20 веков пришло к полному забвению.

Своим новым рождением в 1940-х годах Гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой и местным мастерицам (в то время - Артель «Вперед, керамика», а сегодня ЗАО «Объединение Гжель»)Т. С. Дунашовой, Т.С. Ереминой и др. При разработке нового, современного стиля в фарфоре за идею был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью, существовавший в начале 19 века на изделиях из полуфаянса, но в 1940-е годы унаследованная от предшественников техника претерпела коренные изменения: используется иной современный материалфарфор, а так же новые керамические краскивысокотемпературный подглазурный кобальт. В 1978 году ведущим художникам Объединения «Гжель» Н. И. Бессарабовой, Т. С. Дунашовой, З. В. Окуловой и Л. П. Азаровой « За достижения в возрождении, становлении и развитии искусства Гжели, в создании современного стиля гжельского фарфора с подглазурной росписью кобальтом» присуждена Государственная премия им. И. Е. Репина.

Гжельские фарфоровые изделия изготовляют из глины путем обжига модели изделия при высокой температуре. Роспись наносится вручную кобальтовыми красками и является подглазурной, что гарантирует роспись от временного "выгорания".