Ирина Смирнова

Гжельский промысел: технология

Художники Гжельского Фарфорового Завода чтут традиции технологии производства фарфоровых изделий. Гончарный процесс лишь кажется незамысловатым, но даже одна маленькая ошибка может перечеркнуть громадный труд.

С древних времен на юго-востоке от Москвы простирались небольшие деревушки, каждая из которых имела собственное название. Вместе они обычно именовались - Гжель.

Тощие земли, часто повторяющиеся неурожаи заставляли жителей Гжели искать более надежного применения своему труду в промыслах. О гжельских глинах было известно давно. В 1744 году решили проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора. После положительного вердикта и началась славная история этого народного промысла.

С течением времени местный гончарный промысел расширялся и совершенствовался, постепенно заменяя низшие сорта белой глины более благородными: полуфаянсовыми, фаянсовыми и фарфоровыми. Этому способствовало и наличие в Гжели белого известняка, который встречается между пластами обычных известняковых пород, залегающих по площади гжельского края.

В производстве для приготовления глазурей раньше употреблялись окислы цветных металлов, что делало технологический процесс неверотяно вредным из-за свинцовых паров.

Гжель всегда славилась своими мастерами. Гжельцы изготавливали изделия из фарфора, работая с невероятной быстротой и соблюдая точность всех размеров. Отклонения составляли лишь доли миллиметров. Без точной аппаратуры лишь человеческие глаза и руки создавали неповторимые изделия. Эта технология дожила и до наших дней и уже отточенная используется на Гжельском Фарфоровом заводе.

Первым этапом создания изделия из фарфора является нанесение набросков с помощью карандаша. Потом создается гипсовая модель, по которой изготавливается первичная заготовка. Затем гипсовая фигура отправляется на литейный участок форм. По ним делается разъемная литьевая форма. Исходное сырье из белой глины, разбавленное водой и хорошо перемешанное поступает по трубе из цеха массозаготовки в литейно-заготовлительный цех. Из-за наличия твердых минералов в первичной фарфоровой массе необходим очень тонкий помол. Сырьем заполняют формочку, из которой затем извлекается полуфабрикатное изделие, после чего срезаются и швы от заготовительных форм. Далее заготовка направляется в камерную печь.

Предварительный обжиг проводится при температуре 900 С. Он придает изделию характерную фарфоровую твердость, после чего полуфабрикат расписывается художником. Мастер устанавливает изделие на вращающуюся головку и аккуратными мазками расписывает каждое изделие. Это очень волнительный процесс, ведь одно неловкое движение может перечеркнуть усилия многих работников. Поэтому путь до настоящего художника-мастера нелегкий, исчисляется он годами труда. Каждый мастер обладает своим уникальным стилем.

Производство Гжели является достаточно энергоемким, требует больших затрат труда и ресурсов, поэтому любой брак несет не только моральный вред художнику, но и вполне значительные материальные убытки.

Расписанное изделие после предварительного обжига окунается в специальную водяную смесь - подглазурь.

Основной обжиг проходит при повышенной температуре 1350 С. Здесь глазурные рисунки приобретают все оттенки синего цвета в пределах заданного спектра. Изделие готово, можно наслаждаться его красотой.

  • хорошо подобранная информация, для стариков

    Гость Айгулина
  • 💯⚽🔫

    Гость
  • Круто ,спс

    Гость Полина
  • спасибо

    Гость