Композиции из дерева. Кулоны

Рис. Рыба и осьминог — скульптурная композиция

Древесина — очень декоративный и всеми уважаемый поделочный материал. Известно, например, как ценятся сейчас мебель и изделия из) натуральной древесины. Тем более приятны поделки, выполненные своими руками. Предлагаемые здесь для выполнения женские украшения доступны любому начинающему, даже женщины или школьники-старшеклассники могут их изготовить. А вопросы качества изделий будут решаться в основном природой самой древесины, а также терпением и аккуратностью изготовителя. Поделки, технология изготовления которых описана ниже, нарядны и оригинальны, а выполнение их не потребует ни больших затрат рабочего времени, ни особых инструментов.

Кулон (или сочетание таких кулонов в подвеске) легко сделать из косого спила некоторых пород древесины. Надо только подобрать подходящего рисунка заготовку. Лучше всего для этой цели подойдет сучок вишни, черемухи или можжевельника. Среди зарослей черемухи нередко встречаются обломанные, согнутые, а иногда даже укоренившиеся в земле ветви. Именно у таких веток часто встречаются изменения текстуры древесины, окраски и рисунка со ядровой части. Если у вишни красивый рисунок косого среза ветви образует полосы различной: окраски, то у черемухи — темное ядро на светлом фоне заболони.

Очень красивой может оказаться пластинка спила капа любого дерева или мутовка сосны. Конечно, речь идет о заготовке веток черемухи, вишни или яблони не специально для кулонов, а в результате санитарных чисток, вызванных поражением деревьев, вырубкой дичков, затеняющих деревьев и т. д. Что касается можжевельника или сосны, то использовать можно только сухостой в лесу. 

Приведем несколько советов по изготовлению кулона. В местах утолщения, нароста, сучка, развилки ветви делается косой, под углом 43°, распил. Полученный срез надо выровнять острым ножом и смазать подсолнечным маслом или нитролаком. Тогда четко выявится текстура древесины, ц если рисунок среза удовлетворит автора предстоящей поделки, можно приступить к работе. Лучше отпилить сразу несколько пластинок, чтобы выбрать из них наиболее эф-фектные. Если рисунок на пластинке оказался смещенным в сторону, попробуйте изменить направление спила. Спиливают пластинки мелкозубой пилой, зажав в тисках или укрепив каким-либо другим способом на верстаке.

Сначала с перерывом в 10 — 15 мин наносят 3 слоя лака, после чего лаку дают высохнуть в течение 1 — 2 ч. Затем бритвенным лезвием удаляют неровности и затеки, Может оказаться, что после нерпой циклевки в отдельмыл местах получатся углубления, ямки, что чаще бывает на рыхлой сердцевин ко поделки или из-за свилеватости сучка. В такое место следует нанести кончиком спички маленькую капельку загустевшего лака, для чего лак (3 — 4 капли) предварительно оставляется подсыхать в течение нескольких часов. Нанесенную капельку нужно оставить сохнуть до следующего дня. Тогда уже можно будет выровнять (снять) бугорок лака и продолжать дальнейшее наращивание лакового слоя, как было описано. 

Последний слой лака сушится около суток, после чего поверхность его циклюется (лучше новым бритвенным лезвием), полируется шерстяной тканью сначала с нажимом, затем легкими и быстрыми движениями. Если на поверхности нее же остались полосы, нужно повторить циклевку и полировку. Иногда в результате полировки слой лака протирается и на поверхности появляются матовые пятна. В этом случае придется нанести снова 2 — 3 слоя лака на всю поверхность и повторить отделку. Отметим также, что покрывать пластинки кулона методом окунания в лак нельзя, так как в этом случае при сушке не избежать затеков и вздутий лака.

Край кулона, окаймленные корой, выравниваются шкуркой и подмазываются лаком. Можно снять кору, придать кулону строго эллиптическую форму (или овальную) и обклеивать края для контраста полоской «золотой» фольги или бумаги. Или можно сделать наклонную фасочку по эллиптическому контуру еще до покрытия кулона лаком. Но тогда лучше придать поделке форму, имеющую пропорции золотого сечения (рис. 10, б). Для обрамления кулона иногда применяют подложку, вырезанную по контуру кулона из латунной фольги. По контуру такой подложки вырезаются уголки-мысики, которые при креплении подложки к кулону загибают, прижимая к краям поделки. Перед креплением подложку надо отполировать и покрыть лаком. Кстати, в подложке нетрудно сделать ущко или два отверстия, через которые пропускают цепочку для подвески кулона. Как поступить с подвеской кулона в иных случаях? Если у кулона отполирована только одна сторона, то удобно проделать в верхней части обратной стороны пластинки дугообразное углубление (канавку) для концов цепочки, а затем заклеить всю тыльную сторону вместе с уложенной в канавку цепочкой шпопом, например, из карельской березы. Причем, если щпон достаточно декоративен, обратная сторона станет и «второй» лицевой стороной кулона. Для обклейки обратной стороны можно использовать и другие материалы (кожу, бархат и т. д.).

Если позволяет толщина кулона, то в его торце (в верхней части) сверлится небольшое отверстие, куда и вклеиваются либо ушко из проволоки, либо обрезанная булавка со стеклянной или пластмассовой головкой. Булавку или ушко, перед тем как укрепить в кулоне, надо продеть в звено цепочки.

Рис. 10. Кулоны и подвески из спилов сучка декоративной древесины в естественном обрамлении коры (а); построение овала в пропорции золотого сечения (б); последовательность построения указана на чертеже цифрами

Когда пластинка тонкая, то удобнее просверлить в кулоне отверстие и вставить в него бронзовое отполированное колечко. В качестве сверла можно использовать обычную швейную иглу, заточив алмазным надфилем или наждачным бруском ее острый конец в виде трехгранника Иголку при. сверлении для удобства лучше держать плоскогубцами.

Подвески набираются из нескольких кулонов, конечно, подобранных по размерам и текстуре материала. Из меньших по размерам пластинок с оригинальным рисунком выйдут красивые серьги.